Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

СТАТЬИ И ПЕРЕВОДЫ

История катаров (часть 3): Окситанский обряд Консоламентум


История катаров (часть 3): Окситанский обряд Консоламентум

Для того чтобы аннулировать влияние катаров в регионе и восстановить утраченное доверие населения, Римская церковь в 13-м веке основала нищенствующие ордена, которые быстро распространились. Однако даже внутри этих организаций появилась «ересь».

Для борьбы с еретиками Лангедока церковь имитировала их внешнее поведение. В Римской церкви были созданы нищенствующие ордена. Они не только посвятили себя проповедыванию в деревнях и городах, ведя жизнь в бедности и самоотречении, но они также стали новой интеллектуальной элитой церкви, тем самым вытеснив цистерцианцев и клюнийцев (реформаторское движение цистерцианцев).

Свидетельством того времени является доклад Пьера из Во-де-Серне:

«Случилось так, что он [Диего Асевес, епископ Осмы], на обратном пути из курии проезжая через Монпелье, встретил достопочтенного Арнаута, настоятеля Сито, брата Пьера де Кастельно и брата Рауля, цистерцианских монахов и легатов из Апостольского Ордена.

Каждый из них хотел отказаться от миссии, которая была им поручена, потому что они были очень обескуражены почти полным провалом своих проповедей еретикам.

Ибо каждый раз, когда они хотели проповедовать еретикам, те выступали против этого, указывая на гнусное поведение католического духовенства. То есть, если они не исправят образ жизни духовенства, они должны отказаться от проповеди.

Но, к их удивлению, епископ помог им спасительной идеей: Он посоветовал им посвятить себя проповеди с ещё большим рвением, чтобы закрыть рты нечестивым и продолжать со всем смирением осуществлять свои деяния, идя на проповеди босыми и нищими, беря пример с Божественного Учителя, и имитировать все черты апостольской проповеди».

Епископ Осмы не говорит при этом, что апостольская проповедь, которую они намерены имитировать, есть ни что иное, как проповедь, которая уже распространилась благодаря движениям еретиков.

Рождение католических нищенствующих орденов

Первый нищенствующий орден назывался «Бедные католики». Дюран де Уэска, пиренейский вальденс, который дал жизнь этому движению, преобразовал его обратно в католицизм после того, как он принял участие в религиозном диспуте в Памье в 1207 году. Благодаря ему был сохранен один из немногих катарских оригинальных текстов – «Анонимный трактат».

Когда крестовый поход против альбигойцев был закончен, нищенствующие ордена католиков, францисканцев и доминиканцев быстро распространились по Окситании и Каталонии. В 13-14 веках в этом регионе было основано много доминиканских и францисканских монастырей. Сам Доминик де Гусман, вместе с женщинами из движения катаров, основал первый доминиканский монастырь в Фанжо, в бывшем общежитии катарских Перфектов. Их образ жизни, их аскетизм и их проповеди напоминали населению модели катаров, и, конечно, многие рассматривали это в качестве замены «добрых людей», так сильно преследуемых церковью.

Дух катарской ереси в нищенствующих орденах

Однако в таких общинах дух евангельского сопротивления проявился столь быстро и до такой степени, что многие из первых членов этих орденов считались еретиками или подозревались в качестве таковых их церковной иерархией. Здесь следует вспомнить, как много бегинов, фратичелли и спиритуалов из Окситании в конце 13-го века неоднократно становились жертвами очень суровых приговоров. Некоторые монахи зашли так далеко, что их исключили из ордена францисканцев и объявили еретиками.

Окситанский обряд Консоламентум

В завершении приведём короткий фрагмент из ритуала Консоламентум, в котором в нескольких словах изложена не только суть веры окситанских катаров, но и их этика, их стремление жить истинно христианской жизнью.

Там говорится:

«... И ежели вы желаете получить эту силу (Консоламентум),

то должны исполнять все заповеди Христа и Нового Завета,

насколько это для вас возможно.

Знайте, что Он заповедал человеку

не прелюбодействовать,

не убивать, не лгать,

не приносить никаких клятв, не красть,

не поступать с другими так, как не хотел бы,

чтобы поступали с ним самим,

и прощать причинившего ему зло,

и возлюбить своих врагов

и молиться за своих хулителей

и благословлять своих обличителей,

и если ударят по одной щеке, подставлять другую,

и отдавать свою верхнюю одежду тому, кто отобрал рубашку,

и не судить, и не обвинять,

и много других заповедей,

заповеданных Церкви её Учителем».

 

Наследие катаров

В нашей первой статье о катарах было сказано: «История всегда пишется победителями». Но кроме внешней истории, есть также внутренняя духовная традиция. Международная Школа Золотого Розенкрейца, Lectorium Rosicrucianum, находится в традиции катарского духа, хотя учение Розенкрейца получило дальнейшее развитие в направлении современных гностико-герметических воззрений.

В 1946 году Ян ван Рэйкенборг и Катароза де Петри, основатели и духовные лидеры Lectorium Rosicrucianum, отправились в город Альби, одно из главных катарских мест в Южной Франции. Они воссоединились с духовным наследием древнего братства катаров.

Их духовные опыты во время этого путешествия и их встреча с «последним катаром» М. Антонином Гадалом в 1954 году, привели к новому подтверждению старого Триединства Света: треугольника Катары, Грааль и Розенкрейц.