Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

СТАТЬИ И ПЕРЕВОДЫ

Ранние гностики – посланники Гнозиса


Ранние гностики – посланники Гнозиса

Слово «Гнозис» означает «божественное знание». Гностики − это люди, ищущие такое знание. Свидетельства о гностиках появились уже в первые века нашей эры. Множество так называемых «еретиков» было убито. Однако гностицизм дожил до сегодняшних дней.

Всегда существовали люди, задающиеся вопросом о смысле жизни и всего сущего, которые не могут найти покоя в этом преходящем мире. Они ищут высшее знание, сокровенное знание, Гнозис (от древнегреческого γνῶσις = знание, постижение). Это сокровенное знание всегда сопровождало человечество. В нём берут своё начало все древние мифологии и все религии мира. Таким образом, первоистоки любой веры можно назвать гностическими, поскольку они связаны с изначальным универсальным знанием. И это в равной мере относится к раннему Христианству.

 

Иисус Христос и «Царство не от мира сего»

Когда Иисус 2 тыс. лет назад передавал учение о «царстве не от этого мира», это было знание, полученное на основе его единения с «Отцом», с Духом. Однако то, что он поставил под сомнение порядок, установленный в иудейской традиции, было воспринято как угроза. Гнозис всегда будет казаться еретическим, поскольку живое переживание Духа, на котором основан Гнозис, всегда сталкивается с твёрдыми религиозными традициями. Первые христиане были истинными гностиками. Они осознавали волю и план Бога непосредственно в своём бытии. Поэтому им не требовалось никаких учреждений в качестве посредников. Их вера была основана на собственном внутреннем опыте, а не на принятых догматических учениях.

 

Кристаллизация Истины в закон

Гностический опыт – это прикосновение Святого Духа. Каждый, кто пережил его, не может не свидетельствовать об этом. Дух наделяет такого человека огромной силой, так что он становится «узнаваемым по его имени», говоря словами Библии. Гнозис и Дух – одно. Человек, к которому прикоснулся Гнозис, слышит голос Бога в своём существе. И он осуществляет то, что несёт это послание, поскольку оно предназначено не только для него: Гнозис – это единство и ведёт к единству. На заре Христианства такое единство ещё существовало. Вера объединяла людей в сообщества. В те времена существовало огромное количество гностических групп.

Но постепенно световой импульс, принесённый Христом в этот мир, стал ослабевать. Начали проявляться разделение и разобщённость. Прямое переживание Бога стало регулироваться законами и догмами. Одних людей стали считать достойными, других – нет. Была создана иерархия, делившая людей на истинно и ложно верующих, что привело к большим страданиям многих людей. И тем не менее, во все века существовали люди, которые пребывали в истинной связи с Духом и доказывали это своей жизнью.

 

Первые гностики

В первом веке н.э. ещё не существовало официальной церкви. Старая иудейская доктрина и новое христианское учение передавались параллельно. Христианство распространялось апостолами. Помимо этого, существовали и гностические учения в строгом смысле этого слова. Великие гностические учителя Римской империи и Малой Азии передавали мудрость своим последователям. Во 2-м веке, когда начался постепенный процесс формирования официальной католической церкви, существовало особенно много гностических групп. Если посмотреть на их символику, на первый взгляд может показаться, что все они сильно отличались друг от друга. Однако при постижении скрытого внутреннего смысла этих символов становится понятно, что их послание было всегда одним и тем же.

 

Валентин и Василид

Валентин, один из наиболее известных великих гностиков, был родом из Александрии. В 130 году н.э. он проповедовал в Малой Азии, а позже в Риме. Он считал видимый мир павшим, находящимся под управлением небожественного эона (мощной концентрации силы). Душа, обладающая Гнозисом, божественным знанием, должна освободить себя от этого мира и вернуться в мир Света, к божественному Отцу. Такая душа, по словам Валентина, старается услышать зов, затем отвечает на него и поворачивается к Тому, кто зовёт её. Осознав своё предназначение, она обретает утешение и готовит себя к возвращению домой, в конечном итоге становясь единой со Светом, началом всех вещей.

Валентин был учеником другого великого гностика, Василида, который в основном передавал учение в Египте. Подобно Валентину, Василид призывал людей оставить павший мир и вернуться домой, к своему первоистоку. Однако сначала человек должен ясно осознать своё состояние бытия, должен увидеть свои ложные желания и побуждения и стремиться нейтрализовать их. Человек должен научиться умалять себя, говорил Василид, только тогда душа может стать «гностической» и обрести божественное знание, благодаря внутреннему постижению сути вещей.

 

Маркион и различие между гностицизмом и догматизмом

В книгах по истории религии Маркиона также называют гностиком. Это вряд ли можно считать оправданным, поскольку он пытался свести гностические учения в единую догматическую систему. Но Гнозис и догма – взаимоисключающие понятия. Гнозис – это глубоко внутреннее переживание Духовной реальности. Гностик свидетельствует об этом через образы и символы. Он никогда не станет утверждать, что истина выражена буквально и полностью в каких-либо писаниях и системах, и никогда не станет вынуждать других верить в это.

Маркион был сыном епископа из Синопа. Он проповедовал в Риме, но в 144 году был изгнан оттуда за «неподобающее поведение». Он категорически отвергал Ветхий Завет, считая его предназначенным только для иудеев, и создал первый канон Нового Завета, который он хотел дать своим последователям в качестве основы «истинного учения». Этот канон включал лишь частично исправленное Евангелие от Луки, а также скорректированные Послания апостола Павла. Исправления Маркиона в основном касались текстов, в которых он усматривал влияние Ветхого Завета.

 

Ненадёжные источники

Рассматривая любые исторические свидетельства о гностицизме и ранних гностиках, всегда следует помнить о том, что большая часть информации, за исключением нескольких сохранившихся текстов, была записана служащими церкви. И этот факт заставляет задуматься, насколько объективны эти отчеты о «еретиках». Тем не менее, некоторые из них, как, например, сочинения отцов церкви Иринея Лионского, Ипполита Римского, Климента Александрийского, Оригена и Епифания Кипрского, содержат интересные прозрения о работе гностических групп в те непростые времена.

 

Манихеи – свидетели Света

В Персии в 3-м веке н.э. проявился новый мощный импульс благодаря работе гностика Мани, последователей которого в дальнейшем стали называть «манихеями». Мани проводил различие между павшим земным миром и миром Света даже ещё более сильно, чем его предшественники. Он также полагал, что творение, каким мы его знаем, было создано не изначальным Богом Света, а силами тьмы. Однако главный акцент в его учении делался на том, что внутри каждого человека, живущего во тьме, скрыта божественная искра. Она является связующим звеном с истинной жизнью и мостом к ней.

Мани говорил:

Я благоухающее зерно Света,
Брошенное в колючем густом лесу.
О забери, вытяни меня!
Принеси меня домой на молотильный ток Святого Закона,
В житницу Света.

В последующие столетия также были люди, объединявшиеся в группы для обретения знания из первых рук. Во все времена существовали посланники Гнозиса. Они живут и работают и в настоящее время.