Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Жить из тишины


Жить из тишины

Великую тишину нельзя описать словами. Вы можете лишь представить в общих чертах, что такое тишина на самом деле. Вы можете создать условия, чтобы ощутить это измерение жизни в своем сердце. Каждый может прикоснуться к этой тишине, так как она есть, существует в каждом человеческом сердце, в нем она рождается. Даже среди самого невообразимого шума, в величайшем беспокойстве, можно услышать тишину своего сердца.

Звук, мелодию можно привести к тишине. Любой звук возникает из тишины… и уходит в тишину. Возникает вопрос: знаю ли я эту тишину? Могу ли я жить исходя из нее? Ответ на этот вопрос нам помогут найти литературные произведения и, в большей степени, стихи.

В учении об алхимии, о процессе трансфигурации тишина играет важную роль, как об этом говорилось в трудах Яна ван Рэйкенборга. В своей книге Китайский Гнозис он описывает ву вэй – метод достижения тишины и спокойствия, как учил этому китайский мудрец Лао-цзы много столетий назад. Ву вэй – недеяние, отказ от противоположностей мира. Но это не означает устранение от повседневной жизни и уход от своих обязанностей: такое толкование было бы ошибочным. Недеяние, о котором говорит Лао-цзы, означает, что ценности, силы и суть неподвижного царства не принадлежат нашему “Я”. Если же кто-то захочет овладеть неподвижным царством – он отбрасывается назад. “Плоть и кровь не наследуют Царства Божьего”. (Коринф. 15:5)

В силу своей природы человек стремится обладать. Таково его свойство. Но, будучи природным существом, он не может обладать Божественным, поэтому любое его усилие в этом отношении ведет к боли и разочарованию. Недеяние же – жизнь, рождающаяся из внутренней тишины. Это полная самоотдача Божественному Принципу в сердце.

 

ТИШИНА ИЗГОНЯЕТСЯ ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

Жить из тишины можно лишь тогда, когда есть искренняя заинтересованность и готовность к ней. Но повседневная жизнь настолько заполнена всевозможными шумами и разговорами, что многие люди совершенно не в состоянии познать, соблюдать и исполнять тишину. Техника, завладевшая нашим обществом, полностью изгнала тишину. Из-за шума многие люди и животные болеют и даже умирают.

Сегодня все в человеке и вокруг него подталкивает уйти от тишины, заглушить ее шумом. В западных культурах, ориентированных на обеспеченность и обладание, шумы определяют повседневную жизнь. Болтуны получают превосходство над молчунами, паузы в разговоре вызывают неловкость. Для многих людей шум и болтовня служат лишь для того, чтобы не слышать внутреннюю тишину, себя. Из-за шума человек становится бесчувственным, больным, растерянным. Шум приводит к сильному напряжению, а кто напряжен – тот тяжело переносит тишину, воспринимает ее как угрозу. На это указывают определения, которые сегодня присущи тишине: непостижимая, леденящая, вселяющая ужас, мертвая.

Но почему большинство людей так боится тишины? Почему они считают тишину скучной? Не потому ли, что они ощущают опасность, когда их заполняет тишина? Если абсолютно тихо, то нет возбуждения, нет рамок для “Я” – и возникает чувство дискомфорта. Вот поэтому-то наш разум не допускает создания условий для настоящей тишины. Он признает тишину лишь как объект, который можно вызывать или прогонять по собственному желанию. Не в этом ли кроется причина того, что в жизни так мало Света, и так много людей больше не могут прикоснуться к истинному принципу высшей жизни?

 

ПРОЩЕ НЕ ДОПУСКАТЬ ТИШИНУ

 

Тишине мешает бурная деятельность, постоянный поток ментальных клише и воспоминаний. Этот поток питается и определяется импульсами, исходящими от астрального тела человека. Шум внутри соединяется с внешним шумом. А шум в человеке и вокруг него является отображением шума в его голове. Таким образом напряжение возрастает. И хотя человек стремится к тишине, он отгораживается от нее, как только ее находит. Он не позволяет тишине проникнуть в себя.

Некоторые писатели выражают эту мысль в очень красочных описаниях. В рассказе Сент-Экзюпери Маленький принц рассказчик встречает в пустыне Маленького Принца. Пустыня – это символ бесплодности земного бытия. А Маленький Принц – яркое воплощение чистоты, истинной тишины, живого принципа из другого измерения:
“Потом он уснул, я взял его на руки и пошел дальше. Я был взволнован. Мне казалось, я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное – то, чего не увидишь глазами…”
Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит... И я понял, он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...

Сущее невидимо, или: состояние жизни есть состояние сознания. Движимые внутренней верностью Розе, что в сердце непрерывно побуждает к действию, многие люди осознают, что им чего-то недостает в жизни. Они живут с неисполненными желаниями в сердце. Они замечают отсутствие покоя, тишины. И они ищут нового наполнения жизни, того, что поможет им снова обрести душевный покой. Это вызывает потребность в книгах, докладах, курсах, тренингах и клубах. Кто может знать, сколько таких импульсов и опытов потребуется человеку, и каким ясным должно стать его внутреннее видение, прежде чем его сознание поймет, откуда приходит это великое желание и что хочет сказать ему тихий голос души?

 

СЕРДЦЕ СЕРДЕЦ – ЭТО ПЕРВОЗДАННЫЙ ИСТОЧНИК

 

Тысячи людей заняты поисками тишины. Они посещают так называемые центры тишины, тренинги по обретению тишины, зоны тишины. Есть даже музей тишины, созданный для того, чтобы редчайшее благо – “Тишину” – представить как познаваемый объект. Терапевтические результаты бывают удивительными, но каждый раз дает о себе знать контролирующий центр мозга, который не допускает истинной тишины. В книге Пробуждение в иллюзии сна или реальности (Ontwaken in de droomillusie of werkelijkheid) Лео Хартог пишет: “Тишина содержит звуки, подобно тому как пространство содержит объекты. Поняв это, вы обнаружите, что каждый звук окутан тишиной. Пространство и тишина – это четкие указатели пути. Они указывают на нечто, что пока еще очень зыбко: на тихое пространство чистого сознания. И они в нем появляются. Фокус циклона или центр урагана – тихи, как и мертвое пространство в оси колеса. Рассматриваемая с такой позиции тишина заполнена скрытыми возможностями. Это то, что неистовствует во время бури и вращает колесо вокруг своей оси. […] Если мы попытаемся проникнуть в суть этой пустоты, то открытиям не будет конца. Пустота превосходит все описания. Она находится вокруг нас и одновременно в нашем собственном сердце. Когда мы произносим “Сердце”, то часто имеем в виду центр эмоций и интуиции как противоположность разуму. Но очень важно понять, что и сердце и разум происходят из одного и того же источника. Здесь следовало бы говорить о сердце сердец, о первородном и истинном источнике бытия, об абсолютном Ничто, ускользающем при малейшей попытке понять его. Когда разум пытается представить себе эту “наполненную пустоту”, (голланд: vol-ledig-heid) внезапно происходит остановка. Он стоит перед непреодолимой стеной. Но для “не-мыслия” это является возвратом в сердце сердец”.

Об этом возвращении идет речь в 3-ей книге Царств, 19:11-13: “И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и разрушающий скалы перед Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра. […] И был к нему голос, и сказал ему…”.


МОЗГ РАБОТАЕТ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ

 

Тишина – сущность Бога, Истина. Кто ищет истину и истинно любит, тот тих. Истинная тишина – это измерение божественных душ. Вы ничего не сможете воспринять своими притупившимися и очерствевшими органами чувств. Истинный покой и тишина также являются знаками сердца, которое становится чистым, знаками душевной зрелости. Чтобы приблизиться к этому измерению тишины, человек должен следить за своими мыслительными процессами.

Как работает мозг? Это удивительный инструмент. Он тонок, восприимчив и гибок. Но лишь малая часть этого инструмента используется для мышления. Столетиями мозг тренировался для работы в двух направлениях: вовнутрь, то есть на то, что невидимо, и вовне – на то, что видимо. Мышление находится в постоянном движении. Им определяется вся повседневная жизнь, все жизненные нормы и поведение. Все, что воспринимают наши органы чувств, обусловлено нашим происхождением и опытом: жизненными установками родителей, расовыми и религиозными корнями, национальным наследием, воспитанием, образованием, а также повседневными переживаниями; при этом не следует забывать все то, что было накоплено в микрокосмосе в течение многих воплощений.

Тот, кто честно и объективно рассматривает свою ментальную деятельность, должен заметить, что его мышление не творческое, а автоматически следует образцам, которые подпитываются астральными импульсами. Мыслеобразы есть не что иное, как тени астральных существ и образов.

Как уже было сказано, мозг направлен вовнутрь и вовне. Вовне нас для всего, что имеет форму, цвет и звук, уже имеется место и название. Культуры, цивилизации, знания, техника, литература, философия, теология, а также обширное множество понятий и идей формируются мышлением, направленным вовне, но только как тени астральных существ и образов. Свое поведение, приведенное к стандарту согласно образу мышления, люди рассматривают как “жизнь”. Обычно говорят, что жизнь – это движение, деятельность, направленная вовне, ко всему познаваемому, или вовнутрь, где невидимое, астрально-эфирное, оккультное уже приготовило свои объяснения всему, что еще не познано. Оба движения возникают из эгоцентризма, из корысти, из побуждения что-нибудь получить, что-либо присвоить! До тех пор, пока движение или действие исходит от обычного сознания (“Я”, тела, органов чувств, мышления), тишина невозможна. Причиной движения являются побуждения “Я”. Наше время так изменчиво, потому что миллионы “Я” – из социальных, политических, экономических, религиозных, но чаще всего личных интересов – противостоят друг другу. Как только “Я” получает хоть маленький шанс для самовыражения, оно приходит в движение. Оно овладевает обстоятельствами, на что-то реагирует, что-то изменяет, чему-то придает форму, хочет вступить с чем-то в контакт – только бы приблизить иллюзию, которой живет.

 

ИЗОЛЯЦИЯ КАК ИМИТАЦИЯ ТИШИНЫ

 

Жизнь принято отождествлять с движением энергии, которая определяется нашим “Я”. Это опасное заблуждение. Пока душа не освободилась от подобного взгляда, разговор о тишине лишен всякого смысла. Как уже было сказано, любое движение, любая реакция стандартного мышления, любое отождествление с этим мышлением должны исчезнуть, прежде чем станет возможным восприятие тишины. И это происходит не с помощью форсирующих, идущих извне методов, а только добровольно, через внутреннее понимание того, что мышление превратилось в опасного противника новой жизни.

Область тишины недоступна мозгу. И хотя тишину можно имитировать, изолируя себя, или, например, пребывая где-то в глухой пустыне – таким способом проблему не решить. Можно закрыть глаза, замолчать, в то время как “Я” полно желания воспринимать невидимый мир. Оно в данный момент ведет себя тихо и напряженно ждет. Полное ожиданий, оно направляется на себя самого… и вследствие этого связывается непосредственно со всем прошлым, которое создало его. Это не тишина! Хотя внешне “Я” остается тихим, внутри оно вызывает очень большой шум.

Дао Дэ Цзин, в переводе В. ван Дейка, говорит об этом так:

В гармонии с бесконечным,
Из недеятельной, неподвижной тишины
исходит дыхание жизни.
И первоисточник постоянно
зовущего желания
есть воля вечного мироздания.


Образец порядка есть то,
чем управляет дыхание.
“Оно” вдыхает жизнь и выдыхает жизнь.
И в этом скрыта величайшая тайна:
мост, перекинутый
между тишиной и звуком.


В мире подвижности царит заблуждение,
но я, вернувшийся в тишину – неподвижен.
Пусть знание заменяет миру разум:
Что мне еще знать? Мне все уже дано.


Только когда Эго лишится своекорыстия
И человек встанет рядом с человеком,
как колосья в поле,
Тронутые общим прикосновением и
возрожденные душами, –
Тогда придет
состояние нерушимого братства.

Тишина может быть достигнута только через внутреннее изменение, а не размышлениями о ней и представлениями ее в качестве объекта. Только отбрасыванием всех иллюзий, порождаемых органами чувств. Неподвижное мышление дарует новые жизненные силы.

Михаил Найми в Книге Мирдада пишет:
“Безмолвие, куда я вас введу, – пространство без границ и очертаний, где небытие перетекает в бытие, а бытие назад – в небытие. В его благоговейной тишине звук всякий и рожден, и успокоен, и форма всякая отлита и разбита; и “Я” любое явлено и скрыто, там ничего нет – только лишь ОНО. Вам дoлжно пересечь ту пустоту и то пространство в тихом созерцанье; иначе вы не сможете понять, насколько ваше бытие реально, сколь нереально все небытие. Иначе не поймете, связана ли прочно реальность ваша с реальностью всеобщей…”