Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Почему я розенкрейцер


Почему я розенкрейцер

(Речь Яна ван Рэйкенборга, произнесенная в период между 1940 и 1945 гг.)

Тема этого выступления очень дорога мне. Я хочу подробно объяснить вам, почему я называю себя розенкрейцером. Розенкрейцером не становятся на основании лишь вступления в западную мистическую школу или в какое-либо розенкрейцерское сообщество. Розенкрейцером становятся при наличии определенных физических, душевных и духовных качеств. Человек может осознавать или не осознавать эти качества, заниматься или не заниматься эзотерической работой, но только его внутреннее состояние определяет, является он розенкрейцером, или нет.

Мне хотелось бы обсудить с вами физические, душевные и духовные качества истинного розенкрейцера. Я имею в виду те качества человека, состояние которых позволяет ему испытывать прикосновение силового поля западных мистерий или, по крайней мере, стать пригодным для этого. Я чувствую необходимость такого разговора, потому что он может многому нас научить, пролить свет на многие неясности, исчерпывающе объяснить различные человеческие поступки, которые иногда так трудно понять, а также помочь нам осознать причины неисчислимых бед.

Этот мир существует в неизмеримом страдании, это страдание обусловлено его природой. И человек сделает шаг к освобождению, если поймет суть страдания, причины и структуру его силовых линий, чтобы через страдание прийти к внутреннему покою и совершить прорыв к Свету.

Почему я розенкрейцер? Стремление стать им родилось из горя и отчаяния, а не в результате интеллектуальной дискуссии на хладнокровно выбранную тему. Это стремление возникло из самой глубины моей души. Оно родилось из крови и слез. И стало следствием глубоких размышлений после многих лет внутренней борьбы.

Это стремление стало сильнейшим побуждением моего сердца после того, когда мне стало ясно, что силы и явления, которые даровали мне наивысшее счастье, искреннюю духовную радость и глубочайшие переживания, для других ничего не значили и были попраны ими как мусор и хлам; после того, как я обдумал, почему то, что лишало меня, преисполненного благодарности, дара речи, у других вызывало ярость и агрессию и побуждало к разрушительным действиям.

Вы скажете, что мой опыт — это следствие происков классического «темного противника», воздвигающего многочисленные препятствия на пути всех Детей Света, всех служителей Христа. Противника, нападающего изнутри и снаружи на микрокосмические системы всех ищущих Света, противника, использующего родственников и друзей, чтобы воспрепятствовать служению Иерофантов Христа.

Это так, но это только половина правды. Причины этого разделения лежат значительно глубже. И чтобы понять эти причины до самой их темной глубины, мы должны исследовать события, произошедшие на заре истории человечества и люциферического миропорядка.

И я возвращаю Вас к книге Бытия, к первой книге Библии, чтобы на основе сказанного там получить полный ответ на вопрос: «Почему я розенкрейцер?»

В книге Бытия, гл. 4, можно прочесть: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец.

Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

И сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мной, убьет меня.

И сказал Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Когда в райском миропорядке люциферические силы из элемента света напали на человечество, дальнейшее проявление нашей жизненной волны в тех условиях стало невозможным. Опасность, грозящая миру, космосу и человечеству со стороны павших световых духов, стала слишком велика. Тогда у тех сущностей нашей жизненной волны, которые уже проявили себя в райском миропорядке, произошло отделение разумно-нравственного сознания от элемента света. Их состояние сознания стало определяться связью с космическим элементом живой воды. Чтобы понять, что это значит, необходимо сравнить суть и действие первичных элементов. В божественном миропорядке человечество работало, посредством своего разумно-нравственного сознания, с элементом огня. Это означает, что поле действия человека — его воли, мудрости, действия, — было необъятным. Человеческая мощь была беспредельной, и человек в практике своего распространения был подобен юному богу. Духовный облик человека рассекал вселенную, как вспышка молнии.

В райском миропорядке человечество, через свое разумно-нравственное сознание, работало с элементом света. То есть поле действия человека — его воли, мудрости, действия — было значительно ограничено по сравнению с божественным миропорядком. Его ранее динамичные, всеобъемлющие духовные силы были взяты под контроль и существенно ограничены.

Тем не менее, человек в райском миропорядке обладал великой силой души. Благодаря лучащейся, согревающей, все-пронизывающей энергии космического элемента света, в иерархической общине славы обитало много возвышенных жизненных волн. Ангелы, Архангелы, Силы, Троны жили лицом к лицу с человечеством. Все вместе участвовали они в хоре духов, поющих славу Господу.

Но этот хор духов, это возвышенное, чудесное сотрудничество иерархий вновь подверглось нападению люциферических сил. Тогда, чтобы защитить молодое человечество, его разумно-нравственное сознание было подключено к элементу живой воды. Человек оказался ограниченным сферой материального мира.

Он перестал быть гражданином вселенной, существующим из элемента огня, или гражданином планетарного космоса, существующим из элемента света; он стал обитателем земли. Границы его территории образовали элементы воды, воздуха и земли.

Человек был помещен в пустынную, невозделанную область, чтобы, во-первых, люциферические сущности, которые тогда пытались захватить элемент света, не могли с самого начала причинить ему вреда, и, во-вторых, чтобы позже, когда греховность победит в человечестве, нечестивые тенденции и силы не могли распространяться по всем мирам.

Человека заключили в тюрьму — до тех пор, пока он не сможет освободиться из нее. Таков был путь развития, пройденный человечеством, к тому моменту, когда произошли эти драматические события, описанные в приведенном отрывке из книги Бытия.

Я уже объяснял заранее, что излучение человеческих Божественных Искр из Сущности Господа происходило не единовременно. Божественное излияние совершается волнами, группами. Следовательно, число сущностей, относящихся к одному Божественному Плану, не является строгой величиной, заданной изначально. Их число может увеличиваться соразмерно с исполнением божественного Замысла во всей его чудесной ясности уже проявленными сущностями.

После того, как человечество было ограничено пределами элемента живой воды, божественное излияние продолжалось, с тем, чтобы исполнить первоначальный Божественный План и затем подвигнуть человека к новой Жизни, передав ему новое духовное Ядро. Мы также должны учесть, что и в божественном, и в райском миропорядке осталось определенное число человеческих сущностей, поскольку они не были осквернены люциферической изменой. Часть из них приняла земное рождение, чтобы иметь возможность служить Великой Работе. Другая часть образовала человеческую иерархию сущностей, не вовлеченных в падение, так называемый Орден Мелхиседека. В результате в человечестве, приобретшем земные черты, можно было ясно различить два земных типа людей, появляющихся путем рождения: человека-Каина и человека-Авеля.

Что они из себя представляли? Каин был и есть человек, для которого основное значение имело духовное сознание; человек, наиболее связанный с элементом огня.

Авель был и есть человек, для которого основное значение имело сознание души, человек, наиболее связанный с элементом света.

Причина подобного разделения лежала отчасти в том факте, что человек-Каин лишь в небольшом числе был введен в райский миропорядок. Поэтому акцент в его жизни никогда не стоял на создании души. Мы можем найти причины разделения и в божественном предопределении: чтобы земной человек, подчиняющийся ограничениям земной жизни, никогда полностью не забывал как духовное сознание, так и сознание души и, таким образом, представляя тот или другой тип, в конце концов нашел путь к восхождению. Следовательно, тип Каина — это опасный, динамичный, огненный первопроходец, который сознает свои огромные духовные силы и старается развить их. Тип Каина стоит ближе всего к типу человека, который ранее действовал в божественном миропорядке как имеющий власть.

Поэтому Ева, когда породила Каина из своей крови, сказала: «Приобрела я человека от Господа». У Евы, Матери мира, сохранилось воспоминание о божественном миропорядке, подобное туманному видению прошлого, и она увидела в Каине реализацию этого воспоминания.

Человек-Авель — это душевный, любящий, мистический тип. Он не обеспокоен сиянием богов, не чувствует биения великих, скрытых сил, не протягивает обе руки к черной земле в отчаянном желании построить, возвести из этой бесформенности чистый храм. Этот Авель купается в свете своей души, он мечтает и поет в теплом божественном дыхании света. Зачем ему стремиться к большему? Где ему могло быть еще лучше? Разве его кровь не говорит о божественной любви с каждым биением сердца? Какое ему дело до строительства мира? Разве он не видит перед собой овцу, дающую все, что ему нужно для пропитания? Нет, он не эгоист. Его душа преисполнена благодарности. Его первое побуждение — принести благодарственную жертву Господу.

А дар Каина не был принят! Он рассердился, его черты исказились, его лицо поникло в нескрываемом огорчении. Разве в его крови не струилось божественное сияние? Авель служит Богу, но он, Каин, познал Бога. Его дар был сделан сознательно, изнутри. Он не предлагал того, что сам получил. Потому что это может сделать любой. Каин принес в дар то, что он сам построил и сделал! Почему Бог не принял его дара?

Так Каин кричал небесам. Почему Бог отверг его строительство? Почему Господь отказался от того, что он, Каин, добыл из глубин земли? Каин этого не знал. Смятение чувств нарушило его духовное равновесие. И в этот психологический момент Господь сказал ему: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Как видите, этот человек огня, полный сил, должен понять, что он не может игнорировать душу. Обладая сознательностью, превосходными и всеобъемлющими духовными качествами, он, тем не менее, должен, как Авель, сохранять в душе покой, благочестие, скромность, складывая руки в горячем поклонении. Почему? Разве у Каина нет сердца, разве его душа бездействует? Не должны ли мы предположить обратное — на основе того факта, что он стремится принести внутреннюю жертву Господу.

Конечно, Каин имеет душу, но его душевной жизни не хватает благочестия. Силы крови Каина, его стремления, состояние духа, сердце — все управляется головой. Для понимания этой проблемы нам необходимо обратиться к эзотерическому знанию.

Сущность сознания жизни как Каина, так и Авеля, определяется их телесной формой. Основа сознания каждого человеческого существа имеет земные корни и является земной.

Так человек должен искать и находить Господа в реальности этой земной жизни через достижение полного равновесия между составляющими частями тройственного проявления человечества. Это означает, что путь к Богу лежит только через полное, абсолютное слияние духа, души и тела, при котором ни один аспект не предпочитается другому. Найти сокровенные пути Господни можно при соблюдении всех законов духа, души и тела. Поэтому Каин должен начинать не с духа, а с души. Он должен раскрыть свои духовные способности через душу. Через душу сияет Свет, изливающийся от Отца. Этот Свет, Христос, открывает нам Отца. Без света души, как ведущего принципа, Каин, огненный дух, представляет собой необузданного, порывистого ищущего человека, который в результате превращается в дерзкого экспериментатора, рискующего всем и, в конце концов, с опаленными крыльями падает в бездну.

Поэтому в нашей Духовной Школе мы узнаем, что поиски истинной жизни начинаются в сердце, в святилище света. С истинным благочестием, без пылающего самомнения мы должны совершить жертвоприношение на алтаре сердечного святилища и молить Его, Который превыше вечности, быть «светильником ноге нашей». Только так, с истинным благочестием, мы должны принять свет Христа, и тогда человек-Каин станет Каином-обладателем.

Потому что свет прояснит ему огонь. Сам Бог зажигает огонь в святилище головы с помощью света Христа и становится проводником Каина на пути к исполнению великого предназначения.

Только свет души может принести истинное божественное откровение в святилище головы. А без божественного откровения Каин, несмотря на все свои духовные качества, остается всего лишь заблудшим, хаотичным существом, разрушающим одной рукой то, что построила другая.

«А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но этот урок трудно дается Каину. Он стыдится благочестия и спонтанного послушания Богу, они его раздражают. Он чувствует себя внутренне слишком значительным для этого, слишком зрелым. На самом деле, Каин хочет принести жертву, но с поднятой головой, как властитель. Он никогда не знал, что такое молиться. Он живет в иллюзии, одержимый манией величия, ослепленный своей мнимой независимостью.

Эти иллюзии разжигают его гнев на простодушного, бесхитростного Авеля, у которого нет внутренних проблем.

Авелю нетрудно начать с верного конца. Он от рождения является человеком ДУШИ, живет в свете и по законам света. Авелю мешает то, что он довольствуется светом, что у него нет стремления к огню. Вот почему Авель остается ребенком, его дальнейшее развитие будет идти крайне медленно, ведь ему угрожает опасность кристаллизации. Каин это хорошо понимает, поэтому склонен недооценивать роль души, с пренебрежением относиться к сознанию души у Авеля. Поэтому Каин решает игнорировать свое собственное сознание души, изгнать душевность из своего существа, отказаться от света Христа. Таким образом, он в ярости убивает Авеля в себе. И на божественный зов отвечает: «Разве я сторож брату моему?» Его не интересует закон души и ее проявления. Он не ребенок, а взрослый человек. Но человек, убивший свет души, страдает во мраке. Его глаз становится темным. И этот магический землепашец, возделывающий поле высших возможностей, теряется в собственной суете. Поле, которое он обрабатывает, не приносит урожая. Но его активный неуемный темперамент требует плодов, он жаждет результатов и так превращается в скитальца, без отдыха мечущегося по свету. Картина рождения, расцвета и увядания возбуждает в нем надежду, стимулирует энергию, но потом низвергает вниз вместе с обломками его карточных домиков. В глубокой печали Каин начинает сознавать: «Наказание мне больше, чем снести можно». Он считает себя лишенным помощи, изгнанником, виновным в убийстве.

Мысленный взор показывает ему надвигающуюся ненависть человека-Авеля, мучения, которым он из-за этого человека должен подвергаться на протяжении веков. Как он может самоутверждаться, если так сильно чувствует свою вину? Тем более, что он не может быть таким, как Авель. Даже теперь, когда он видит, что отрицание души, недостаток истинного благочестия, разрушили его, Каин осознает, что не может игнорировать свое духовное сознание. Каин не может укротить в себе действие огня.

В этой ситуации Бог протягивает ему руку. Он дает человеку-Каину особый путь развития и навечно предоставляет ему свободу передвижения. Он ставит на Каине знак защиты: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод на восток от Едема».

Эта земля на восток от Едема непосредственно указывает на новое восхождение. Землю Нод мы должны понимать как возрождение души в полном согласии с внутренней духовной природой Каина. Здесь огонь и свет уравновешены в соответствии с их законами и силами. Здесь благословение Господне вызывает к жизни новое состояние души. Состояние души, которое дает Духу возможность полностью развить все свои возможности. Вот почему сказано: «И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город, и назвал город по имени сына: Енох». «Енох» буквально означает «посвящение».

Каин приходит к посвящению. То, чего он пытался добиться непомерным трудом, не давая себе отдыха, и никогда не достиг, теперь ему даровано. Он открывает путь восхождения. В то время, как Авель еще спокойно медитирует и нежится в лучах Божественной любви, Каин идет от силы к силе с защитным знаком в душе. Это не внешний знак, а нечто в его крови, состояние крови, позволяющее духу Каина достичь своей цели. Каин хочет стать покорителем небес. Бог позволяет ему это. И тогда, в Его славе, Каин строит город, город Еноха, город посвящения, пра-Христианополь, Ложу внизу, которая обращается к Ложе в вышине, ордену Мелхиседека, и зовет «Придите и помогите нам!»

Во всем этом я вижу словно высвеченный вспышкой молнии ответ на мой вопрос: «Почему я розенкрейцер?» Розенкрейцер по внутренней потребности тела, души и духа отвечает следующим качествам: он принадлежит типу Каина. Его сознание обладает силой, которая проявляется в духовной сфере. Он склонен игнорировать душевный аспект и закон души, подчиняя их своему авторитарному вкусу, пренебрегая ими из-за своего состояния и природы.

В согласии с состоянием своей крови, он будет очень интересоваться гуманитарными науками и усваивать духовное добро этих наук, как необходимый для него хлеб. В страданиях он осознает свою ошибку — убийство души — и рядом с гуманитарными науками построит «Огненную Церковь» Христа. Так под контролем и действием души его духовное развитие найдет правильное направление.

Воспламененный Божественным духом на этом пути, он в добровольном отречении умрет в Иисусе Христе, чтобы возродиться в Святом Духе. Он может в свете Господа пройти дальше в землю Нод на востоке от Едема.

Это означает: через Святого Духа пробудиться к новому состоянию Души. И тогда, в полной гармонии с его состоянием, у него родится Енох, посвящение. Это не посвящение, дарованное свыше! Это посвящение рождает он сам!

И вместе со своими братьями и сестрами по духу, душе и телу, он будет строить город, город Еноха, Ложу внизу, которая из темного чрева земли во имя Отца, Сына и Святого Духа взывает к Иерофантам Света: «Придите и помогите нам!»

Итак, вы видите, какие свойства присущи розенкрейцеру.

Его столетиями преследовали, чтобы убить. Он подвергался гонениям, люди пытались уничтожить его Работу. Он изгнан, но утешен. Его распинают, но он жив. Бог наложил знак на него, и никто не в силах убить его. Все, кто с ним борется, получают отмщенье всемеро, потому что он работает для великого Братства людей. Он нашел и завоевал Розу на Кресте.

Ян ван Рэйкенборг