Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Открыться или насторожиться?


Открыться или насторожиться?

Человечество сосредоточено на выживании, и, основываясь на этом инстинкте, оно часто опасается всего, с чем сталкивается. Стоит ли мне убегать? Должен ли я защищаться? Нужно ли мне придерживаться определенной линии поведения, пытаться произвести впечатление, демонстрировать кто сильнее? Спрятаться ли за броней или «показать зубы»?

 

Все эти инстинктивные «должен» и «следует», тотчас же возникающие при неожиданной встрече или, лучше сказать, при столкновении, являются реакцией эго, с его жизненным опытом и разработанной стратегией выживания, которые необходимы ему, чтобы избежать боли и выжить во что бы то ни стало.

 

В знак уважения и доверия средневековые воины поднимали забрала – отсюда мы знаем выражение «идти навстречу с открытым забралом». Отголоски этой привычки еще довольно долго, вплоть до 50-х годов прошлого века, можно было наблюдать среди мужчин, носящих на улице шляпу. В качестве приветствия они при встрече на мгновение приподнимали шляпу или слегка касались ее. Это стало жестом проявления культуры. Оставив позади недоверие и страх, люди решили открыто идти навстречу друг другу, показывая при встрече взаимное уважение и доверие.

Затаив дыхание

Встреча совершенно не обязательно должна быть именно с человеком. Почему мы останавливаемся, затаив дыхание, когда внезапно сталкиваемся взглядом с оленем в лесу или видим пестрого зимородка? Встречаются два мира: царство животных и царство человека, который способен осмыслить то, что видит. Ведь то же самое случается, когда нам удается увидеть редкое растение, или гриб, или прекрасное величественное дерево. Это может тронуть нас или взволновать, или даже сделать действительно счастливыми. Наше внутреннее существо реагирует: мы вдруг осознаем всю необычайность растительного мира. Или, вскарабкавшись на гору и достигнув вершины, мы смотрим: что осталось там, позади, внизу. Этот вид может быть удивительно красивым, и случается так, что мы в восхищении потрясены этой встречей с природой, которая способна глубоко тронуть нас. Также нас может взволновать какой-либо текст. Однажды кем-то написанный, он трогает нас за живое, и появляется ощущение, что он необыкновенный, он может как-то воздействовать на нас. И тогда, в этот особенный момент, через этот лист бумаги как будто происходит встреча с автором. Такие ощущения, конечно, могут возникнуть и в случае с картиной, музыкальным произведением, балетом, шедевром архитектуры – все это может оказаться для нас особенной встречей.

Качество встречи

Во всех этих случаях неизменно одно обстоятельство: нам нет необходимости защищаться от других. Мы можем без опасений открыть наши сердца. Мы можем на мгновение погрузиться в красоту и позволить ей коснуться наших сердец. Каждый может вспомнить подобные минуты своей жизни. В такие моменты мы как будто получаем знак, напоминающий о величии творения и человеческого существа, и наше сердце наполняется смирением, радостью и благодарностью за то, что нам позволено все это испытать.

Как было бы прекрасно, если бы и с нашими ближними можно было встречаться так же открыто и без предубеждений и вместе ощущать красоту мира, познавать красоту души! Если бы мы были открытыми для наших ближних и позволяли бы коснуться наших сердец – какими тогда были бы наши встречи? Когда говорит сердце, мы понимаем: во время встречи нам ничего не надо делать своим эго.

В нидерландском толковом словаре написано: «Встреча – собрание с целью достижения взаимопонимания». Таким образом, в определении прямо указано: цель встречи – достижение взаимопонимания. Это попытка понять другого: кто он, каковы его намерения, как он их видит, чего и почему хочет. И только если такое взаимопонимание достигнуто, можно говорить о высоком уровне встречи.

Истинное «Я» бесконечно большое

Некоторые мыслители проводили исследования: является ли суфизм эзотерической или скрытой ветвью ислама. Такой вопрос возник отчасти из-за того, что суфизм проповедует путь, который возник еще задолго до основания ислама. Это путь, о котором иногда говорят, что он существует столько же, сколько существует само человечество, и что он является сердцем любой религии.

Суфии всегда опережали свое время. Уже много столетий назад они говорили об эволюции, структуре атома и законах психологии – обо всех вещах, открытие которых присвоил себе западный мир. Говорили они и о господствующем эго – ложной индивидуальности, фактически являющейся нашим врагом, которого мы должны в себе распознать и оставить позади, по крайней мере, если мы хотим обрести высшее знание. Наше истинное «Я» – утверждали суфии – по своей природе является маленьким сияющем сокровищем, которое способно бесконечно расти.

 

В этих словах розенкрейцеры видят Универсальную Истину. Это – драгоценная жемчужина из рассказов Мани или зарытое в поле сокровище из библейской притчи. Многие из таких бесчисленных историй говорят о символических встречах. В легенде о Парсифале мы видим, что все его встречи имеют отношение к внутренним аспектам, которые ему необходимо проработать, чтобы стать целостной личностью. Об этом написала Бенита Клейберг в своей книге «Парсифаль в поисках Грааля».

Встреча как результат внутренней работы!

Каждая встреча является частью внутренней работы, которую человек должен исполнить, – истинным самосозиданием. И только выполнив ее, мы будем готовы к встрече в истинном смысле, встречи с другими. В то же время это означает обретение внутреннего знания. Лучшим примером этого является встреча Гермеса с Пэмандром из первой книги «Corpus Hermeticum»:

 

Однажды, когда я размышлял о существенно важных вещах и мой ум витал в вышине, мои телесные ощущения между тем притупились, как то случается с человеком, которого после обильной пищи или вследствие сильной усталости одолевает глубокий сон. Мне показалось, что я увидел некое могущественное существо, имеющее неясные очертания, которое позвало меня по имени и сказало: «Что ты желаешь услышать и увидеть, что жаждешь узнать и постичь своим Духом-Душой?»

«Кто ты?» – спросил я.

В ответ я услышал: «Я – Пэмандр, Дух-Душа, тот, кто существует сам по себе. Я знаю твое желание, и я с тобой повсюду.

Я сказал: «Я желаю получить наставления о существенно важных вещах, желаю понять их природу и познать Бога. О, сколь сильно я жажду понимания!»

Он ответил: «Удерживай же в своем сознании то, о чем желаешь узнать, и я наставлю тебя».

С этими словами он изменил облик, и в мгновение ока все мне раскрылось, и я увидел величественное зрелище. Все превратилось в Свет, очень мягкий и приятный, но в то же время возвышенный; и созерцание его доставило мне исключительное наслаждение.

 

Затем Пэмандр научил Гермеса, как ему стать «посланцем богов». Этот замечательный эпизод, произошедший тысячи лет назад, – пример встречи, которая ведет к истинному знанию. Исходя из понимания природы «существенно важных вещей», мы можем общаться с нашими ближними совершенно новым образом.

Истинная встреча – это знание и распознавание воистину божественного во всем живом. Для этого требуется бдительность, внимательность и открытость. Благодаря этому, «масло» имелось в лампах пяти умных дев, в то время как пять глупых дев были не готовы к тому моменту, когда зазвучал призыв.

Акварель Уильяма Блэйка, «Притча об умных и глупых девах», 1803–1805 гг.

Наше истинное Я – утверждали суфии – по своей природе является маленьким сияющем сокровищем, которое способно бесконечно расти.

Целостный человек

«Когда один целостный человек встречает другого целостного человека, между ними нет никаких противоречий. Даже если есть различия взглядов, всегда присутствует уважение, потому что целостность одного не противопоставляет себя целостности другого».

Целостная личность – как нам ее представить себе?

Здесь мы говорим о человеке с Новой Душой, которая способна встретиться с Духом.

Речь идет о такой встрече, которая действительно имеет значение. Можно сказать, что встреча человека с человеком – это встреча на горизонтальном плане, а встреча Души с Духом – на вертикальном. Встречу человека с человеком можно также назвать встречей двух сердец.

И рождение Новой Души, которая достойна встречи с Духом, также происходит в сердце. Таким образом, человеческое сердце является сердцевиной креста, местом встречи вертикального и горизонтального потоков. И когда два жизненных потока встречаются, в сердце из истинной жизни изливается нисходящий поток; сердце освящается, и тогда возможна настоящая встреча с нашим ближним, встреча двух сердец.

Приведем еще цитату из книги «Знающее сердце. Суфийский путь преображения»: «Человек формируется на пороге двух миров, двух миропорядков: материального, в котором обитает эго, и духовного, в котором во всеохватывающем милосердии и заботе содержится истинное существо. Эти двое встречаются в знающем сердце и объединяются. Пока сердце не пробудится и не очистится, эго живет в иллюзиях собственных страхов и суждений, в полном одиночестве. Без знающего сердца нет связи между личностью и Бытием. Знающее сердце – это ядро нашего бытия и наша высшая способность познания. Глаза сердца видят лучше, чем наши эгоистичные интеллект и эмоции. Если ваше сердце таково, то истинное смирение, подлинные радость и счастье становятся возможными».

Кабир Хелмински, «Знающее сердце. Суфийский путь преображения»