Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Бытие “Я” – небытие


Бытие “Я” – небытие

Наше «Я» своенравно, ненадежно и легко поддается влияниям. Тем не менее, мы склонны организовывать нашу жизнь по его законам и требованиям — пока не пробудимся и не придем к осознанию.

У нас есть имя, дата рождения, профессия и тем самым идентификация. Но мы знаем или догадываемся: это еще не все, чем мы на самом деле являемся. Имя и профессия не объясняют нашего бытия. Это атрибуты или грани нашей личности во внешнем мире, в нашем обществе.

Так же обстоит дело и с физическими свойствами, такими, как молодой, старый, красивый, сильный или симпатичный. Душевные признаки — умный, чувствительный, музыкальный, холерический или спокойный — оказывают большее влияние на наше понимание самих себя, чем физические свойства. В зависимости от ситуации та или иная особенность характера выступает на передний план, иногда вопреки нашему желанию. Зачастую мы с недоумением стоим перед последствиями проявления необузданных душевных сил, которые вновь взяли верх над нашей волей.

Целостность мы называем «Я». Можем ли мы довольствоваться этим? Многие могут. И мы могли бы, если бы нас не сопровождало время от времени, иногда чаще (если мы вслушиваемся) или через более длительные промежутки времени, мучительное недовольство, не желающее ослабевать, хотя, возможно, финансовая ситуация, внешний вид и душевное состояние в целом в порядке. Год следует за годом, успехи и переживания наполняют дни, иногда неудача, может быть, катастрофа… Вероятно, затем в неудержимом течении времени, во всех переживаниях, гонке и суете, наслаждении и триумфах, приобретении и потерях возникает вопрос: кто же отчасти создает, отчасти терпит весь этот круговорот событий? Возможно, тогда особенно устало и неудовлетворенно звучит слово «Я». Эта область души, которая воспринимает и в какой-то степени воздействует на некоторые внешние и внутренние состояния, не может быть окончательным ответом на этот вопрос бытия. Ведь это «Я» или сознание настолько же непостоянно и ненадежно, как и все другие движения или душевные состояния. Оно, например, парализуется страхом или легко поддается манипулированию настроением группы. Во сне оно исчезает. А после смерти? Так как «Я» неотделимо от жизненных флюидов и связано с телом, оно не может на длительное время пережить смерть тела. В какой точке нашего существа находится незыблемая основа бытия, которая дает нам право сказать: «Я есть»?

Назови мне точку опоры.

Греческий философ Архимед однажды сказал: «Назови мне точку опоры, и я переверну мир». Существует ли такая точка опоры? Новый Завет называет эту точку Отцом. Иисус Христос говорит: «Я и Отец — одно». (Иоанн. 10:30) Здесь обозначено состояние бытия, по которому мы, если мы серьезно относимся к нашему вопросу, вначале можем лишь от всего сердца тосковать, поскольку это «Я», которое здесь называется Иисус, нам незнакомо. Но в нашем человеческом существе есть задатки, предрасположенности, из которых эта более высокая сущность «Я», более высокий человек, может развиться. Эти задатки, эту точку можно обнаружить в сердце человека. Никто не выразил ее лучше, чем Я. А. Коменский (1592–1670). В своей книге Unum Necessarium (Единственно необходимое) он писал:

«Не отягощай себя вещами, которые находятся вне твоих естественных потребностей, а будь доволен тем малым, что служит твоим удобствам, и благодари Бога. Если у тебя недостаток удобств, довольствуйся абсолютно необходимым. Если и это отнимается, тогда беспокойся о сохранении самого себя.

Если ты не можешь сохранить и самого себя, тогда оставь и себя и старайся придерживаться Бога.

У кого есть Бог, тот может быть лишенным всего. Он обладает высшим благом и вечной жизнью с Богом и в Боге навсегда и навечно. А это для всего, что можно желать, является целью и окончанием».

Каждый человек обладает чем-то Божественным. В каждом человеке воспламеняется что-то от Бога, Духовный Атом-Искра. Это точка, соединяющая нас с Божественным. Благодаря этой духовной Искре мы можем утолить нашу тоску и перевернуть наш сегодняшний мир, наше нынешнее бытие и сознание.

Если огонь воспламеняется, то начинается путь развития, который преобразует внешнего человека, ведет к его истинной сущности и позволяет ему слиться с ней. Тогда шаг за шагом земной человек поднимается в полной самоотдаче к этой другой, истинной человеческой сущности, к прототипу Бого-Человека. Эта изначальная человеческая сущность дышит вечностью, совершенством. Она, как сказал Иисус, едина с Отцом, с происхождением всего сотворенного.

Конечно, тот, кто идет этим путем, не будет иметь в виду лишь свое маленькое личное «Я». Он понимает, что его «Я» подобно капле в океане, семени растения, которое весенний ветер несет над Землей, или атомам, вихрем проносящимся через миры и несущим в себе все звездные системы.

История человечества, Земли и Универсума сосредоточивается в человеческой душе и ждет пробуждения к жизни через творческий импульс рожденного в Духе. Так «Я» становится Космосом для себя и одновременно живой клеткой из мириадов светящихся миров. Лабиринт нашей души, в котором «Я» порой теряется, возникает, потому что у нашей души отсутствует стабильный центр.

Равносторонний треугольник души.

Осознать это означает пробудиться. Внутренний и внешний мир становятся шаг за шагом яснее и понятнее. Личное растворяется в другом, всеобъемлющем сознании, и ищущий человек может наблюдать свое эго более нейтрально. Он понимает: это личное «Я» на самом деле существует лишь в то мгновение, когда оно себя как таковое испытывает, и, соответственно, создает. Нельзя ручаться за его будущее, а его прошлое — лишь конструкция силы воображения, чтобы найти опору в потоке времени. Но как только мы пытаемся взглянуть правде в глаза, оно ускользает, как линия горизонта. Кто я? По внешним признакам на этот вопрос относительно легко ответить, но при более пристальном взгляде внутрь открывается лабиринт. И тот, кто ищет ответ на этот вопрос, должен войти в этот лабиринт. У каждого человека при этом есть безошибочный проводник. Существует ли конец на пути поиска «Я» — это вопрос, на который нельзя ответить заранее. Но можно назвать начало.

Душевный лабиринт, в котором обычно теряется «Я», возникает, потому что у нашей души нет стабильного центра. Три центра силы души: воля, жизненная сила и чувство — действуют вместе лишь частично и временно. Иногда спешит воля. И когда благодаря пониманию есть достаточно хорошие основания для согласованного действия, жизненные силы уже истощены. Или же чувство и разумное понимание не согласуются друг с другом. Таким образом, «Я» может направить всех трех коней в одном направлении лишь в исключительных ситуациях через длительное время. Все, что возникает из этого буйства души, неизбежно будет импровизированным и нестабильным.

Условие для структурированного строительства души — личность, которая в духовной нищете и тоске добровольно отдается возвышенному внутреннему управлению. Лишь так можно начать доверять своим ощущениям, ясно осознавать и осмысленно действовать. Воля к действию, разумное осознавание ситуации и собственная проницательность способствуют соединению, действуют как сейсмограф.

Этот равносторонний треугольник души как прочный дом на Земле, в котором можно жить и работать, пока он нужен и необходим. А одновременно строится дом для вечности: через новые структуры, которые действуют в душе, могут циркулировать и работать трансфигурирующим образом возвышенные энергии божественного Универсума. Надуманные замыслы больше не будут воплощаться, и появится новое, устойчивое одушевление, вызывающее к жизни непреходящие творения. Это силы серхприроды, которые открываются в существе человека и хотят указать ему путь звезд.