Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Праведник отходит, а свет от него остается


Праведник отходит, а свет от него остается

“Великий Инквизитор” – рассказ, сочиненный Иваном Карамазовым, одним из главных героев романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”. Иван глубоко разочарован в мире, в котором живет, и отвернулся от традиционной религии. Эта история показывает весь спектр человеческой жизни, от сияющих высот до темных глубин. Читателю представлены все страсти, все усилия высокоразвитого интеллекта, глубокое религиозное отторжение, уход в мистическую жизнь.

 

Рассказчик оставил церковь и ищет новую, более прочную основу жизни. Все возможно! Если есть Бог – и это не кажется ему невозможным – он твердо отвергает Его, поскольку Тот допускает так много страданий. Страдания невинных детей, неисчислимые злодеяния, о которых он слышал, приводят Ивана к радикальному заключению: даже если существует спасение после смерти, это не оправдывает невообразимых страданий, в которых живут русские люди.

Иван рассказывает мистическую историю Великого Инквизитора своему брату Алеше. Развитие сюжета и то, как он передается, вызывает у слушателя неприятие и непонимание. Все говорит о том, что догматическое мышление может и должно быть разрушено,  и человечество должно оставить ограничения этого мира.

История происходит в XVI веке в Испании. Иисус возвращается на Землю и являет разные чудеса. Великий Инквизитор арестовывает его и запирает в тюрьме. И вот ночью Великий Инквизитор говорит с Иисусом о том, что тот отверг единственный путь, которым можно было устроить людей счастливыми, “…великий Дух говорил с тобой в пустыне…[…] И можно ли было сказать что-нибудь истиннее того, что он возвестил тебе в трех вопросах и что ты отверг”. Но Иисус не произносит ни слова. Великий Инквизитор говорил о трех искушениях в пустыне. Согласно Евангелиям, Иисус постился в пустыне в течение сорока дней, и Сатана прибыл к нему и сказал: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.” Иисус отказался и ответил ему: …написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”.

 

“Все это Я дам вам”

Тогда дьявол приводит его на крыло храма и говорит Ему: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. И Иисус снова ответил ему: “…написано также, не искушай Господа Бога Твоего”. 

И дьявол берет его на очень высокую гору, и показывает ему все царства мира и славу их, и говорит ему: “Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”. Тогда Иисус сказал ему: “Отойди от Меня, Сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи”. И дьявол оставил его, и ангелы прибыли и служили ему.

 

Люди более слабы, чем Вы думаете

В этих трех вопросах заключается и пророчится все развитие человечества. “А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? – спрашивает Великий Инквизитор, – обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное,… Но ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил ты, если послушание куплено хлебами? […] Ты обещал им хлеб небесный, но, повторяю опять, может ли это сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагородного людского племени с земными? Зачем ты отверг этот последний дар? […] …единственное абсолютное знамя, которое предлагалось тебе, чтобы заставить всех преклониться пред тобою бесспорно... […] И все опять во имя свободы! 

Говорю тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Но овладевает свободой лишь тот, кто успокоит их совесть. […] И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда – ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, […] Клянусь, человек слабее и ниже создан, чем ты о нем думал! Может ли, может ли он исполнить то, что и ты?”

 

Виновный в страдании человечества

И, наконец, он бросает эти слова Иисусу: “А между тем ты мог бы еще и тогда взять меч кесаря. Зачем ты отверг этот последний дар? Приняв этот третий совет могучего духа, ты исполнил бы все, чего ищет человек на земле, то есть: пред кем преклониться, кому вручить свою совесть…” С точки зрения Великого Инквизитора, Иисус не только потерпел поражение, но и виновен в страданиях человечества. Он слишком высоко оценил человеческие способности. По этой причине Великий Инквизитор предрекает, что человечество отвернется от его учения, потому что это бремя слишком тяжело для него. “И чем виноваты остальные слабые люди, что они не смогли вытерпеть того, что могучие? Чем виновата слабая душа, что не в силах вместить столь страшных даров? Да неужто же и впрямь приходил ты лишь к избранным и для избранных? Но если так, то тут тайна, и нам не понять ее”. 

 

Истинная духовная школа ставит перед ищущим те же самые вопросы. Не стоит превращать “камни в хлеб” и призывать человечество искать “духовный хлеб”. Это говорит о свободе души, и для многих, кто направлен исключительно на мир материи, это абсолютно непостижимо. Что означает “превращать камни в хлеб”? Неизбежное следствие: согласие с этой земной жизнью. Люди не должны метаться между внутренними и внешними потребностями, но ощущать себя дома в этом мире. Они должны жить вместе в братстве, объединенные с этой природой и питаемые ею. Их совесть должна быть спокойна. Силы духовного мира должны пронизывать землю, должны утвердить свое царство в этом мире. Это ли не красивая цель? Великий Инквизитор до предела напрягает все свои силы, чтобы достичь этой цели.

 

Действительно ли все войны были необходимы?

Иисус, согласно Великому Инквизитору, отверг путь к единению с миром. Почему он не захотел быть миротворцем? Тогда он мог бы предотвратить войны и в результате предотвратить страдание миллионов людей. И все же Иисус действовал так, как был должен. Свет не заключает сделку, не отдает себя, чтобы сделать мир лучше, но поднимает человечество до более высокого духовного состояния, к участию в Божественном Плане. К сожалению, есть слишком много религиозных лидеров, желающих установить “свое царство” на Земле. И Свет отошел от борьбы, поскольку мир, который мы видим вокруг нас, не является изначальной областью жизни человечества. Есть два жизненных поля: божественное и человеческое. Люди – или, по крайней мере, изначальные люди – должны вернуться в божественную область жизни. Каждый, кто находит этот путь, обнаруживает, насколько человечество занято внешним проявлением и как долго оно судило только по внешней стороне вещей! 

Эти “Я” не знают себя, и при этом они действительно не могут познать сущность другого человека. Жизнь и общество определяются быстро изменяющимися силами, которые часто вызывают страх и неуверенность. Материя, идеи и чувства – все это создает почти непроницаемую завесу, которая отделяет человека от божественной реальности. Божественный план не согласуется с этой формой существования. И не в его интересах превращать камни в хлеб, поскольку человек сам должен помочь семени души, что развивается в процессе непрерывной борьбы с безжалостным миром противоположностей. Насколько бессердечным это выглядит в глазах Великого Инквизитора!

Свет постоянно призывает нас к пробуждению, к глубокому познанию себя и мира, к возвращению назад. Но слишком мало людей готово идти этим путем. Великий Инквизитор упрекает Иисуса в недостатке любви к людям, говоря, что, в отличие от Него, он превыше всего ставит счастье людей и хочет построить людям царство мира и счастья: “…у тебя лишь избранники, а мы успокоим всех, [...] мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы”.

Великий Инквизитор – также и коллективное сознание

Множество людей управляется импульсами Великого Инквизитора. Они борются за счастье, имущество, власть, престиж и удовольствия. Великий Инквизитор, таким образом, также коллективное сознание. Оно хотело бы одержать победу, но не может. И когда люди страдают, это сознание должно страдать вместе с ними. Несмотря на все, подчас огромные, усилия, оно не может принести человечеству никакого мира. Его мечты о счастье, удовольствии и исполнении желаний остаются иллюзиями. 

Великий Инквизитор не способен проникнуть в тайну Божественного Плана. Он не понимает, что этот план существует всегда и что есть люди, живущие в созвучии  с ним. В микрокосмосе скрыты тайны, запечатлен опыт многих воплощений. В определенный момент они достигают зрелости, и возникает необходимость следовать путем Божественной природы. Таким образом, кажется, что люди действительно призываются к более высокой свободе, свободе, основанной на долгом пути развития через множество взлетов и падений земной жизни. Дух мира – аспектом которого является Великий Инквизитор – не знает ни о божественном ядре микрокосмоса, ни о Божественной Любви, которая зовет его и с незапамятных времен ждет ответа.

Когда Великий Инквизитор закончил говорить, Иисус приблизился к нему в тишине, поцеловал его в его бескровные губы и исчез во тьме города. Бескровные губы! Бессильные слова властителей мира, бредущего в темноте! Как они великолепны, насколько могущественны в политике и экономике – но все же обескровленные, ибо неспособны к возрождению. Душа паломника преодолевает все внутренние и внешние препятствия. Иисус, новая Душа, оставляет древнюю тюрьму индивидуальности и идет на “темные стогны града” исполнить свою работу спасения.

 

“Если бы вы были безгрешны, вы могли бы быть сияющим примером для грешников”

Сам Достоевский так и не понял всю глубину этой легенды. Он вскрывал гниющие раны человеческого существования и искал в сердце связь со всем человечеством. Он говорил устами монаха: “Действуйте неустанно. Берите на себя все беды, вызванные злом. Несите их, и ваше сердце найдет мир. Тогда вы поймете, что виновны сами. Если бы вы были безгрешны, вы могли бы быть светлым примером для грешников. Но вы не сделали этого. Если бы вы дали людям Свет, этот Свет осветил бы путь для других. И тот, кто совершил бы преступление, мог бы избежать этого благодаря вашему свету. И даже если вы видите, что тот, кого вы осветили, не ищет спасения и не сомневается относительно сил небесного Света – знайте, что он найдет спасение, если не теперь, то позже. И если дело обстоит не так, то его дети найдут это спасение, потому что ваш свет никогда не умрет, даже после вашей смерти. Праведник отходит, а Свет его остается”.