Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Лев Толстой. Путь ищущего


Лев Толстой. Путь ищущего

Лев Толстой – прототип ищущего, человек, живущий на границе двух миров. Несмотря на то, что Толстого не беспокоили проблемы благосостояния – он мог позволить себе безбедную жизнь – он не мог смириться с существующим миропорядком. Мучимый чуткой социальной совестью, ранимый религиозной борьбой, он пытался исследовать причины невзгод, преследующих человечество.

 

Толстой был глубоким мыслителем, религиозным философом и теологом, на протяжении всей своей жизни поднимающим мучительные вопросы человеческого существования. Он ощущал себя узником противоречивости жизни, заблудившимся между своими социальными взглядами и желанием простой сельской жизни, между чувственными удовольствиями и отказом от них, между ответственностью перед своей семьей и необходимостью уединения, между ересью и благочестием. Был ли найден выход? Он искал его на протяжении всей своей жизни!

Несмотря на его тяжелый характер, многие любили Толстого. Его труды расходились по всему миру, и их до сих пор читают и высоко ценят, а некоторые произведения стали знаменитыми благодаря экранизациям.

Лев Николаевич Толстой родился 28 апреля 1828 года и был младшим из пяти детей. Его мать, княгиня Волконская, умерла, когда ему исполнилось 2 года; в 9 лет Лев лишился отца.

Дети выросли на состояние, оставшееся от отца графа Н.И. Толстого, в аристократической атмосфере русского дворянства. Льва Николаевича, его братьев и сестер воспитывала их тетушка, милая женщина и талантливый педагог. Как он позже говорил, она “заражала его любовью к человечеству”.

После трех лет обучения в университете граф Толстой вернулся в свое поместье и посвятил себя его обустройству. Уже в 1851 году он начал бороться за освобождение своих крестьян от крепостного права, но идеи его не были приняты. Чтобы лучше понять простых людей, Толстой путешествовал по Кавказу, жил с казаками: они были ближе к природе и совсем не походили  на “цивилизо-ванных” представителей его “велико-светского” окружения.

 

Он все подвергал сомнению

В сентябре 1851 года было опубликовано Детство, первая повесть Толстого. Затем вышли в свет Отрочество и Юность, вторая и третья части трилогии. Еще будучи подростком, Лев вел дневник. В нем он описывал сложные, озадачивающие ситуации, с которыми сталкивался. Таким образом он хотел приблизиться к “человеку”, познать самого себя. В эти годы Толстой был очень противоречив, задаваясь вопросом обо всем – и о самом себе. В своем дневнике он очень откровенно описывал свой неустойчивый характер и свою проснувшуюся чувственность, порой оценивая себя довольно строго и постоянно пытаясь усовершенствовать свой характер.

В повести Детство (1854) Толстой писал: “Уже в тот год, когда я вел одинокую, замкнутую, добродетельную жизнь, я столкнулся с абстрактными вопросами относительно человеческого предназначения, преходящей жизни, бессмертия души. Со всем своим искренним юношеским энтузиазмом я был занят решением вопросов, на которые могли ответить только люди, достигшие самого высокого уровня человеческого существования”. Толстой участвовал в Крымской войне. Военные действия глубоко затронули его, он ненавидел преступления и ужас войны и резко осуждал их. В 1856 году Лев Николаевич ушел из армии, а год спустя написал: “Вчера беседа о Божественном и вере привела меня к удивительной мысли о том, чтобы установить религию, соответствующую существующему уровню человеческого развития, религию Христа, очищенную от догматизма и мистики, практическую религию, и что я должен посвятить мою жизнь реализации этого”. Жизнь и ее смысл постоянно занимали его. Главный вопрос: как должен жить человек?

 

Он основал школу

Постепенно развивались его литературные способности. В 1856 году он приступил к написанию биографии лошади. Это была история о поведении стада незадолго до того, как животных вели на бойню. В этой повести Толстой выразил свое сочувствие к животным, понимание их бедственного положения, и неудивительно, что впоследствии он стал вегетарианцем.

В это время среди русской аристократии возник большой интерес к иностранному, желание познакомиться с западным прогрессом в культуре и технологиях. С этой целью в 1857 году Толстой путешествовал по Швейцарии, Франции и Германии. Вернувшись в свое поместье, он начал разрабатывать обширную образовательную программу для детей своих крестьян. Он основал школу, сам преподавал в ней и написал свой знаменитый букварь. Позже эта книга распространилась по всей России. В 1860 году Толстой отправился за границу, чтобы поделиться своими педагогическими взглядами.

В 1862 году, в возрасте 34 лет, Лев Толстой женился на 17-летней Софии Андреевне Берс, своем незаменимом партнере и помощнике. У них было восемь детей. Когда позднее Лев Николаевич все больше задавался вопросом о своем образе жизни, его отношения с супругой становились все напряженнее. В ранний период своего творчества он был поглощен повестями, позднее работал над большими романами, такими, как Война и мир, Анна Каренина и Воскресение. Во всех романах присутствует биографический элемент, во всех романах поднимаются социальные вопросы. Но в первую очередь в каждом его произведении рассматривается вопрос, как человек должен жить – вопрос, который постоянно занимал его..

 

Столкновение идеала с внутренним хаосом

Чем старше он становился, тем больше его занимали религиозные вопросы. Теперь он определял их как три вида служения: служение себе, служение людям и служение Богу. Эти идеалы вызывали внутренние противоречия: “Почему все так красиво в моих представлениях, в то время как на бумаге и в жизни это кажется столь уродливым?” Чтобы поделиться своими взглядами с окружающими, он опубликовал одно за другим несколько произведений: Исповедь (1879), Исследование догматического богословия (1880), Соединение и перевод четырех Евангелий (1880) и В чем моя вера? (1883). В Исповеди речь идет о внутренней борьбе, связанной с отлучением от церкви. Толстой недвусмысленно критикует догматы православной церкви. В то время это требовало большой смелости с его стороны: церковь в России имела очень большое влияние на все стороны общественной и личной жизни. Издание вышеперечисленных трудов было запрещено, и тогда Толстой сам делал копии для их распространения. В Исповеди он пишет: “Я вспомнил, что жил только тогда, когда я верил в Бога. Теперь это было так же, как прежде: мне надо было только подумать о Боге, и я воскресал, но как только я забывал о Нем, жизнь исчезала. Знать Бога – то же самое, что жить. Бог – это жизнь”.

 

 Я верю, что он во мне

Толстой определяет эту веру следующим образом: “Я верю в Бога, в котором я вижу и дух, и любовь, и принцип всего существующего. Я полагаю, что Он – во мне, поскольку я нахожусь в Нем. Я полагаю, что желание Бога ни в чем не выражается более ясно, как в стремлении к обучению человека Христа. Я полагаю, что цель жизни для всех нас состоит в нашей любви к Нему”. В его работе В чем моя вера? мы можем прочесть:

“Христос не говорит о жизни после смерти как о противоположности нашей личной жизни, но общей жизни в созвучии с настоящим, прошлым и будущим всего человечества, жизни Сына Человеческого. Любая попытка придать значение личной жизни – заблуждение, если это не основано на отказе от “Я” в пользу служения людям, человечеству, Сыну Человеческому. И дальше: Христос не призывает нас к чему-то, что хуже, но к миру, который лучше, чем этот. [...] Он учит жизни, в которой, кроме спасения через потерю нашей личной жизни, будет меньше горя и больше радости, чем здесь, в этом мире, в личной жизни. Христос, который разъясняет свое учение, говорит, что истинная мирская выгода находится не в воспоминаниях о нашей мирской жизни”. С этой идеей Толстой подошел очень близко к внутреннему пониманию: “Я” не может обрести спасение. Человек должен искать путь, который ничего не требует для “Я”. Только на этом пути можно обрести освобождение. Толстой боролся за реализацию своей идеи, открыто выступая против греховности.

С возрастом Лев Николаевич стал вести скромный уединенный образ жизни, который, по его словам, больше подходил христианину. Он отказался от своей собственности и стал вегетарианцем. Он поддерживал контакт со своей семьей, но время от времени удалялся жить в простую избу неподалеку от своего имения. Благодаря своим религиозным взглядам он привлекал множество людей, разделяющих его мысли. Они называли себя толстовцами, создавали общины, отказывались от какого-либо сотрудничества с государством и не платили налоги. Многие из них преследовались законом и были приговорены к тюремному заключению.

Тем не менее Толстому покровительствовал император. Вскоре после октябрьской революции такие “оппозиционные группы”, как толстовцы, преследовались и искоренялись. Позднее в Англии появились общины толстовцев, пытавшиеся реализовать в жизни идеи чистого коммунизма.

 

“...что Бог записал в человеческом сердце”

Религиозные взгляды Толстого нашли отражение в романе Исповедь. Он писал: “Такой беспорядок происходит оттого, что люди принимают за закон то, что не является истинным законом. Но то, что сам Бог записал в человеческом сердце, они не принимают за закон”. За этот роман Лев Толстой в 1901 году был отлучен от церкви и тогда же отказался от Нобелевской премии по литературе.

В свои последние годы Толстой хотел лишь служить Богу. Он был окружен множеством последователей, но все еще считал себя ищущим. В апреле 1910 года в одном из писем он писал: “Жизнь удовлетворят меня до тех пор, пока я в состоянии исполнять заветы Христа, пока не исчерпаны мои последние силы. Это означает любить Бога и моих соседей. Любить Бога означает: любить всех людей так же, как каждый любит брата или сестру. В этом и только в этом – мое намерение”.

В конце своей жизни Толстой все больше отдалялся от общества, он оставил свое поместье, семью и последователей. 7 ноября 1910 года великий русский писатель умер от пневмонии. В своем прощальном письме он написал: “Я больше не могу жить в роскоши, и я делаю то, что делают старцы моего возраста: они оставляют мирскую жизнь, чтобы провести оставшиеся дни своей жизни в одиночестве и покое”.