Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Даг Хаммершельд


Даг Хаммершельд

Даг Хаммершельд родился 20 июля 1905 г. в Хёнкёпинге, Швеция, и был четвертым, самым младшим сыном в семье. Его отец, Хальмар Хаммершельд, происходил из старой аристократической шведской фамилии и в 1941 г. стал премьер-министром Швеции. Все его четыре сына занимались политикой и экономикой. 7 апреля 1953 г. неискушенный в политике Даг Хаммершельд становится преемником норвежца Трюве Ли, первого генерального секретаря ООН. В день своего вступления на пост Хаммершельд писал в своем дневнике: “Настал этот день, когда горе уменьшилось. Ибо то, что приключилось со мной (…) стало пустячным в свете требований, которые теперь предъявляет Бог. Но еще и именно поэтому так трудно ощущать этот день, когда радость стала великой”1

Совпали внутреннее и внешнее призвания. Хаммершельд смог придать форму и размах “самой невозможной работе в мире”, как назвал ее Трюве Ли. Он обладал правом генерального секретаря действовать, на основании хартии ООН, без поручений от комитетов ООН. Это сделало Францию, Англию и особенно Советский Союз его врагами – они называли его “претендентом на пост президента мира”. И все же в 1957 г его переизбрали на второй срок. Благодаря своим мирным инициативам и политике улаживания конфликтов (вспомните Суэцкий кризис в 1956 г. и его “тихую дипломатию” в Китае), он завоевал большое уважение. В 1960 г. разразился кризис в Конго: отделилась провинция Катанга, и в 1961 г. вспыхнула гражданская война. 17 сентября 1961 г. Даг Хаммершельд вылетел в Катангу для переговоров с лидерами повстанцев. Его самолет разбился в Замбии, в 9 километрах от границы с Катангой (впрочем, средства массовой информации не сообщали об этой катастрофе). Когда 19 сентября прибыла спасательная экспедиция, она нашла обгоревший самолет и изрешеченных пулями телохранителей. Сам Даг Хаммершельд имел лишь два небольших повреждения, которые не могли быть фатальными; причина его смерти не известна до сих пор.

Однако можно предположить, что он был готов к своему последнему жертвоприношению, когда писал: “Человек, который уже стал тем, кем он мог бы быть, и притом остался тем, кем он был, готов в любой момент принести все это единым простым жертвоприношением”2. Несколькими неделями позже ему посмертно была присуждена Нобелевская премия мира.

 

 

Примечания:

1 Dag Hammarskjold, Markings; p. 75, translated by Leif Sjoberg and W H Auden, New York, Ballantine Books, 1993. Originally published in Swedish as Vagmarkeen. Stockholm, Bonniers,1963.

2 Ibid., p. 2.

 

 

Даг Хаммершельд, Записки

 “Внутренний смысл нашей личной жизни не может быть постоянным. Жизнь может получить неожиданный смысл, но только если она подстраивается под что-то и подчиняется чему-то, что “длится” и имеет смысл в себе самом. Является ли это тем, что мы пытаемся определить, когда говорим о Жизни? Может ли ваша жизнь иметь смысл как крошечный фрагмент Жизни? Действительно ли существует Жизнь? Стремись к концу, и ты найдешь, переживешь Жизнь как реальность. Обладает ли Жизнь “смыслом”? Переживи Жизнь как реальность, и этот вопрос станет бессмысленным.

“Стремись?” Стремись с отвагой сделать прыжок в беспрекословное подчинение. Отважься на это, если тебе бросили вызов, ибо только благодаря свету брошенного вызова ты станешь способным увидеть перекресток, распутье, и в полном понимании своего выбора отвернуться от своей личной жизни, без права даже бросить взгляд назад.

Ты поймешь, что в “принципе” ты освобожден от необходимости жить в “стаде”.

Ты найдешь, что, при таком подчинении, твоя жизнь получит от Жизни весь ее смысл, вне зависимости от условий, данных тебе для ее реализации. Ты найдешь, что свобода постоянного прощания, ежечасной самоотдачи дает твоему переживанию реальности чистоту и ясность, которые означают самореализацию.

Ты поймешь, что послушание требует постоянно повторяющегося волевого действия, и что ты потерпишь неудачу, если чему-нибудь из твоей личной жизни будет позволено опять проскользнуть в центр.

 

Что должно произойти в человеке

И тогда есть ли необходимость миру жить в истинном мире и единстве? Что должно произойти внутри человека, чтобы ему хотелось не только самому иметь место под Солнцем, но и сделать также все возможное для благоденствия других? И что представляют собой взаимоотношения между развитием индивидуальности и действиями наций? Является ли человек, который освободился от шаблонной модели страха и агрессии и преодолевает барьеры своего ориентированного на обладание мышления, способным открывать возможности для других? Если человек изменится, изменятся ли нации? Мы иногда отмечали в истории “состояния мира”, или периоды, благоприятные для проявления духа, однако они были короткими. Но короткий период эволюции, который приводил большое количество людей к новому сознанию, позволял нации обратиться к новому направлению.

Но восходит заря новой эры. “Систему”, которой опутаны многие ответственные лица в сферах экономики и политики, можно изменить. Сознание многих людей может постепенно изменить социальные условия и деятельность наций. Это и есть та эволюция, которую многие видят в будущем.

Мы не в состоянии достичь этого посредством сознания, которое выработано нашей обычной земной природой, несмотря на все наши благие намерения. Лишь сознание единства, происходящее из единого человеческого архетипа, сознание единства, которое несравнимо глубже научного сознания (утверждающего, “что все мы находимся в одной лодке”) – сознание единства наделяет нас не только пониманием слабостей и заблуждений человеческого существа, но и видением божественного истока.

Существует всеохватывающее энергетическое поле, и всякий человек, стремящийся к истинной эволюции, черпает из него силы и вдохновение. Но черпать из него можно лишь в том случае, если человек действует. Связь с этим полем дает смысл и устройство жизни во времени: как возможность развития божественного человека и его возвращения в божественное поле жизни.

Даг Хаммершельд был человеком, стремящимся обратить свое сознание к новой деятельности. К тому же он знал, что к нему прикасается и его поддерживает особое энергетическое поле. В 1952 г., за год перед тем, как он стал вторым Генеральным секретарем ООН, он написал в своих “Записках”: “…это переживание света, тепла и силы…питающий элемент, как воздух летящему и как вода – плывущему. Впрочем, интеллектуальные сомнения, требующие доказательств и логических построений, не допустили (суетной) “веры” в это. Интеллектуальные сомнения воспрепятствовали мне выразить и интерпретировать эту реальность обычными выражениями. И все же через меня, в душе, вспыхивало видение, сотворенное вечным присутствием неведомого множества живущих святым послушанием, тех, чьи слова и действия являются вечной молитвой”.

Несколько цитат из дневника Дага Хаммершельда, опубликованного после его смерти, свидетельствуют о том, что ему довелось пережить. Этим великим и главным сторонником мира во всем мире была истинная человеческая Душа, ее сознание своей ответственности. На своем высоком посту Хаммершельд неустанно прилагал все усилия, чтобы достичь истинной эволюции человека; в смирении давал он рекомендации и добивался решений. В 1953 г. он писал: “Не я, но Бог во мне”5. И в 1955: “Твое положение никогда не даст тебе права командовать. Оно лишь налагает на тебя обязанность жить так, чтобы другие не оскорбляясь могли воспринимать твои распоряжения”.

Он никогда не считал, что достоинство его звания относится к личности, и его целью было полное посвящение себя своей задаче. И в то же время он понимал, что такое возможно лишь при полном самопожертвовании его личности. “Но тогда каким же образом эго должно любить Бога? Ты должен любить Его, как если бы Он не был Богом, не был Духом, не был Личностью, не был Субстанцией: люби его просто как Единое, как чистое и абсолютное Единство, в котором нет и следа двойственности. И в этом Едином мы должны дать себе возможность постоянного заката, постоянного перехода от бытия к небытию. Бог помогает нам осуществить это”7. И в 1956: “Кто-то взял челнок в свою руку; тот, кто уже умеет ткать”8. Хаммершельд никогда не сосредотачивался на достижении лишь внешней цели. “Не существует истории, но есть история души, нет мира, но существует мир души”9, писал он в 1957 г. Хаммершельд ясно понимал, что всякая благотворная деятельность происходит от обновленной Души, посредством которой Бог может выражать себя. “В вере, которая есть “Божественный брак с душой”, ты являешься единым с Богом, и Бог находится целиком в тебе, точно также как и вне тебя: Он находится целиком во всем, с чем ты встречаешься”10. Это и есть основа истинного единства, в согласии с которым Хаммершельд поступал сам и старался обращаться с другими. Мы не можем на этих страницах оценивать, насколько он был совершенен; мы лишь констатируем, что его труд в качестве Генерального секретаря был высоко оценен, и что до настоящего времени Даг Хаммершельд считается самым выдающимся Генеральным секретарем ООН.

 

Плоды сознания новой Души

Когда развивается сознание новой Души, человек знает, что связан с внутренней сущностью всех людей посредством внутреннего духовного принципа, не чем-то типа туманного “знания”, но совершенно обычным практическим образом. Чем больше проявляется эта связь, то есть чем больше желание помочь кому-то и облегчить его ношу ощущает внутренняя сущность человека, тем больше жизненных сложностей и проблем остаются позади. Такой человек живет в двух мирах: он полностью связан со всеми, кто его окружает и внутренне полностью погружен в безграничную духовную область жизни, в которой дышит весь его “маленький мир”. Такой человек посвятит всю свою жизнь в этом мире, весь свой путь опыта обеим целям.

Каждый человек, в котором развивается новая Душа, освобождается в своей жизни от проблем, страхов и эгоизма, поскольку центры притяжения его жизни смещаются. Наилучшим образом этого достигают в процессе служения. Если служение становится центром притяжения, больше не существует места для проблем и страхов.

Чем больше людей начинает жить в состоянии такой связи, в состоянии нового сознания и служения, тем больше шансов, что и другие отойдут от шаблонов мышления и поведения, присущих закрытому, “блокированному” социуму, и придут к истинному святому единству, “una sancta”.То есть изначальная идея единства, а также импульс, вдохновивший на создание ООН, были такими: каждый человек имеет возможность вести действительно достойную жизнь в мире и в свободе, наполненную идеалом существа, возвращающегося к изначальной божественной жизни.