Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Музыка сфер и человек


Музыка сфер и человек

Хотя бы один раз в жизни каждый из нас испытал сильное воздействие музыки. Она может быть очень разной: от возвышенной до дьявольской. Иногда музыка дает отдых, иногда радость вперемешку с грустью. Музыка может вызвать депрессию, музыка хаоса – хаос в душе.

 

Мир вокруг нас постоянно звучит, различаясь по высоте тона и громкости. Большинство звуков не замечаются нашим сознанием: мы привыкли к ним. Шум воды, пение птиц, шаги, звон разбитого стекла – все эти звуки составляют постоянный фон нашей повседневной жизни. Тишина тоже звучит, но имеет совершенно другую вибрацию. И Космос звучит, вся Вселенная поет, но наш слух не в состоянии уловить эту ликующую песнь.

Космос управляется законом гармонии. Все творения ощущают, сознательно или бессознательно, связь с божественной жизнью. Уже в далеком прошлом человек видел, что нарушение гармонического взаимодействия вредит небесам и вызывает гнев богов. Вот почему вибрация творения должна соответствовать вибрации его созданий.

Звуки относятся друг к другу, как силы. Гармоничное соединение звуков обладает позитивным эффектом; дисгармоничное – оказывает будоражащее и разрушительное воздействие. В Тайной доктрине, часть I, Е.П. Блаватская пишет, что Пифагор детально изучал связь между музыкой и космосом. Пифагор считал Божество – Логос центром Единства и Источником Гармонии. […] И вот почему требовалось также, чтобы кандидат, стремившийся получить доступ в его школу, уже знал в виде предварительной ступени арифметику, астрономию, геометрию и музыку, которые рассматривались как четыре отдела математики. […] Пифагорейцы утверждали, что Мир был вызван из Хаоса посредством Звука или Гармонии, и построен согласно принципам музыкальных пропорций; и что семь планет, управляющих судьбами смертных, обладают гармоничным движением и, как говорит Цензорин: ‘Интервалы, соответствующие музыкальным диастемам, производят различные звуки, настолько безукоризненно созвучные, что они рождают прекраснейшую мелодию, неслышимую нами только вследствие силы звука, которую наше ухо не в состоянии воспринять’”.

Пифагор рассматривал музыку как поток прерывистых и непрерывных звуков. Этот поток соотносится по высоте тона и интервалам гамм. Интервалы связаны с духовным развитием человечества и гармонией космоса. Пифагор определял расстояние между Луной и Землей как один тон; между Луной и Меркурием и Меркурием и Венерой – полтона, между Венерой и Солнцем – полтора тона, между Солнцем и Марсом – один тон, между Марсом и Юпитером и Юпитером и Сатурном – полтона и между Сатурном и Зодиаком – один с половиной тон. Эти тона вместе составляют октаву, основу гармонического строения вселенной.

Все древнегреческие мистерии тесно связаны с музыкой. В руках Аполлона – лира, символ победы над хаосом. Когда Аполлон готовится играть, все живое смолкает и слушает; все конфликты прекращаются, и даже бог войны Арес останавливает кровопролитие. Музыка Аполлона возвышает дух человека и дарит покой душе. Душа, находясь в гармонии, прозревает в этот момент весь космос (космос означает порядок). В Орфических мистериях известен также Дионис, ведущий человека к экстазу. Ян ван Рэйкенборг пишет, что Дионис был “неистовый духовный водитель”. Обращаясь к этому образу, можно сказать без преувеличения, что Дионис выражает активность Святого Духа, который подобно шторму, налетает на мир пробуждая человечество.

Однажды сатир Марсий – наполовину человек, наполовину животное – нашел флейту, выброшенную Афиной. Он начал играть и вскоре вознамерился вступить в соревнование с самим Аполлоном. Эта дерзость была сурово наказана: никто не может быть выше Бога и его музыки. Орфей, пению которого поклонялись люди и животные, символизировал человека, осознавшего божественную гармонию. Его духовные способности были столь велики, что даже духи ада умолкли, чтобы слушать его пение. Орфей мог пройти сквозь ад, потому что его окружали божественные звуки и все страхи покинули его.

 

В начале было слово

 

Бог, непознаваемая причина Всего, привел в движение атомы. Придя в движение, материя произвела звук. В первой книге Пэмандра (стихи с 9 по 10) Гермес говорит:

“Вскоре после этого темнота, мрачная и жуткая, закрыла часть его (света – прим. перев.) Она опускалась вниз, свиваясь в спирали, похожие на змей, как виделось мне. Потом тьма превратилась в нечто влажное и невыразимо беспорядочное, откуда стал подниматься дым как от костра, сопровождаемый неописуемым звуком, подобным стону. Потом из недр влажной природы раздался крик, бессловесный зов, который я сравнил с голосом огня, а из Света спустилось Святое слово и покрыло природу; и чистый огонь взметнулся ввысь из влажной природы: светящийся, горячий и мощный”.

В “земной сфере Архетипов” (Ян ван Рэйкенборг, Грядущий новый человек) живут архетипы всего творения. Каждый архетип имеет свою вибрацию и свой тон. Атомы, притягиваемые таким архетипом, полностью настроены на эту вибрацию. Так выглядит живой и вибрирующий божественный план по отношению к каждому человеку.

Архетип помогает человеку ощутить божественную гармонию и реализовать ее внутри себя.

 

Каждое творение имеет свой основной тон

 

Часто организм человека сравнивают с музыкальным инструментом. Но он не осознает этого. Кроме того, этот “инструмент” поврежден, и божественная гармония не может войти с ним в истинный резонанс. В человеческом мозге есть семь полостей, наполненных эфирами. Каждая из полостей имеет свой тон, в соответствии с тонами семеричной гаммы. Кроме того, каждый человек имеет свой основной тон – тонгику.

Все эти тона должны выполнить свою особую миссию в согласии с их местом в Божественном Плане. Когда полости мозга наполнены земными эфирами, они не могут реагировать на зов Изначального Поля Жизни. Продолжая музыкальную метафору, змеиный огонь можно рассматриваться как камертон для настройки человеческого организма, и в этом случае он не способен войти в чистый резонанс. То есть сущность человека издает фальшивый звук. И поскольку человек не может следовать божественному звуку, он способен лишь самоутверждаться. В этом случае уже нельзя говорить о высшей жизни. Но предвоспоминание говорит нам, что когда-то наша сущность звучала в созвучии с гармонией сфер, а музыкальные инструменты и нотные записи можно рассматривать как реакцию на это предвоспоминание.

 

Пифагор начинал свой день с музыки

 

Порфирий, биограф Пифагора, рассказывает, что Пифагор начинал свои занятия игрой на лире и распеванием старинных мелодий. Отчасти с целью избыть грусть, утишить гнев и охладить страсти, но также и для воспевания славы богам. Гармоничные звуки оказывают прямое позитивное воздействие на эфиры и помогают человеку настроить семь тонов своего организма правильным образом и притянуть соответствующие силы. Использование музыки можно встретить в религиозных практиках всех времен и народов.

Так как каждая раса имеет свои особые эфиры, инструменты и гаммы отличаются друг от друга. В некоторых странах преобладают ударные инструменты, в других главную роль играет мелодия. Но это не означает, что именно эта музыка настроена на божественную гармонию и может привести к положительному результату.

 

Можем ли мы вернуться к изначальной гармонии?

 

Нечто из божественной жизни еще существует в человеке как искра первоначального царства. Она может пробудиться и вырасти, если человек вновь настроится на божественную гармонию. Тогда он соединится с силой Христа, основным тоном божественной Любви. Можно представить себе это как натянутую вибрирующую струну. Пусть и не с самого начала, процесс гармонизации должен поддерживаться трансформацией всего существа для того, чтобы родилось новое, истинное сознание.

Тогда можно утверждать, что человек вновь стал инструментом, звучащим в изначальной гармонии сфер. Ян ван Рэйкенборг описывает этот процесс в Египетском Первоначальном Гнозисе, часть 1: “Когда герметическое сознание обращается к Духу, возникает светящаяся структура силовых линий. В фокусной точке их пересечения происходит воспламенение Духовного огня, и герметист встретит Пэмандра. Через эту систему силовых линий герметисту изливается сила, вибрация. Эта вибрация имеет звук и цвет, полностью соответствующие мотивации герметиста, с которой он устремляется в поле Духа. Таким образом, эта встреча, эта манифестация имеет очень индивидуальную природу. Только таким образом Бог говорит с человеком, и человек обретает и слышит Неизреченное Имя”.