Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Квантовая физика и духовность


Квантовая физика и духовность

Квантовая физика объединяет несколько разделов физики, в которых принципиальную роль играют явления квантовой механики и квантовой теории поля, проявляющиеся на уровне микромира, но имеющие следствия и на уровне макромира. Квантовая механика описывает поведение электронов, фотонов, а также других элементарных частиц. 

Без квантовой физики мы не можем представить современную жизнь с её телевидением, компьютерами и другими постоянно обновляющимися гаджетами. 

Несмотря на всё это, за редким исключением, практически для всех современных людей эта область науки остаётся как бы оккультной загадкой; мало кто в состоянии понять и объяснить, что и как там происходит.

Новые исследования притягивают учёных, как магнит. Поведение элементарных частиц зачастую совершенно обескураживает их. Вспомнить хотя бы Альберта Эйнштейна. Эйнштейн не принял квантовой теории и сказал, имея в виду вероятностную картину мира, соответствующую квантовой физике: «Господь Бог не играет в кости».

Тем не менее, четыреста лет учёные физики (да и химики тоже) прекрасно обходились и вовсе без Бога. Совершенно непреднамеренно на это указал известнейший философ и математик XVII века Рене́ Дека́рт*. Помимо того, что это ему принадлежит знаменитое: «Я мыслю, следовательно, я существую!» – он также выдвинул идею о двух различных, независимых субстанциях. О материальном аспекте всех вещей космического пространства и о духовной субстанции – внепространственном, невидимом аспекте.

С тех пор фундаментальная наука имеет дело только с так называемым «материальным аспектом», а теология или оккультная наука – с духовным. Как результат, наука полностью освободилась от религиозных догм и сосредоточилась на работе по объективному и беспристрастному описанию картины мира.

Если рассмотреть различные положения квантовой физики, обращает на себя внимание тот факт, что некоторые духовные, невидимые аспекты, которые вполне возможно увязать с понятием Бога, опять появляются в поле зрения современных учёных. Согласно квантовой физике, материи просто не существует. Существует лишь энергия. А это, в свою очередь, полностью разрушает фундамент, на котором построено современное материалистическое западное общество.

Принимая эти идеи, мы тут же сталкиваемся с простыми вопросами: какие из всего этого следуют выводы? Или: каким образом элементарные частицы могут повлиять или воздействовать на нашу жизнь?

Несмотря на то, что квантовые феномены парадоксальны, необъяснимы и очень трудны для понимания, как раз это взаимодействие нашей жизни и элементарных частиц и пытается объяснить квантовая физика. Интересно, что именно поэтому квантовая физика – весьма удобный инструмент для описания невидимых, духовных аспектов бытия. Ведь если материи не существует, то мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств, – не более чем иллюзия. А мы, как люди, обладающие органами чувств, – всего лишь невольные пленники этой иллюзии. Вывод напрашивается сам собой: следуя путём духовного возрождения, мы, безусловно, в состоянии разбить все иллюзии и обрести реальный, а не иллюзорный мир.

 

Влияние сознания на эксперименты в области квантовой физики

 

Наше сознание позволяет нам наблюдать и анализировать то, что мы называем реальностью. Но исследователи также убеждены в том, что окружающая нас и связанная с нами повседневная реальность, в свою очередь, влияет на наше сознание и восприятие этой реальности и, таким образом, не позволяет правильно определить, что же такое наше сознание (принцип неопределенности Гейзенберга). Невозможно одновременно с точностью определить координаты и скорость квантовой частицы. В процессе измерения частица может изменять свою скорость. Нам трудно себе это представить, но квантовая частица может находиться в различных состояниях одновременно. Поэтому мы можем говорить только о вероятности определённого состояния (иными словами, если бы нам удалось абсолютно точно установить координаты квантовой частицы, о её скорости мы не имели бы ни малейшего представления; если бы нам удалось точно зафиксировать скорость частицы, мы бы понятия не имели, где она находится). А поскольку в квантовой механике невозможно исследовать элементарную частицу, не воздействуя на неё непосредственно, – таким образом сознание исследователя воздействует на результат исследования. Получается, что, согласно квантовой механике, мир предстаёт перед нами в соответствии с нашим собственным состоянием сознания!

Отражает ли это всю полноту реальности? Представим себе игральный кубик: до тех пор, пока кубик не брошен в игру, все шесть номеров, шесть граней, все шесть состояний возможны. Правила таковы, что после того, как кубик остановится, зафиксируется только одно его состояние, одна грань, один номер. Используя язык метафор, мы можем сказать, что в квантовой механике инструменты исследования фиксируют и показывают только одну из граней игрального кубика, тогда как остальные пять граней с номерами остаются скрытыми из-за нашего ограниченного сознания и несовершенства инструментов.

Исходя из этого, мы можем предположить, что мир квантов указывает нам на нечто гораздо более грандиозное, чем обычная реальность. Квантовые частицы нестабильны. Они могут исчезать и неожиданно появляться в разных местах. Могут проходить сквозь совершенно непроницаемые стены – как если бы они были способны становиться на некоторое время нематериальными – и после этого появляться в другом месте пространства, с другой стороны стены.

 

Энергия, сила, материя, масса

 

Что в действительности удерживает мир в единстве? Только что мы рассуждали с позиций науки о том, что материя как видимая и вполне надёжная основа человеческой жизни, на самом деле, не так уж для нас и надёжна – свойства мира элементарных частиц разбивают эту основу вдребезги. Понятие об атоме как о наименьшей неделимой частице материи было впервые сформулировано древнеиндийскими и древнегреческими философами. С тех пор считалось, что есть атомы и есть пустое пространство между ними. И только в конце XIX века неделимость атома была поставлена под сомнение. Важный вклад в решение этих вопросов был сделан в процессе исследования явлений, возникающих при пропускании электрического тока через разре́женные газы. На основании результатов этих исследований был сделан вывод о том, что атомы вещества не являются неделимыми. В составе атома были обнаружены отрицательно заряженные частицы с массой, меньшей одной тысячной массы атома водорода. Все эти частицы имеют одинаковую массу и обладают одинаковым электрическим зарядом. Эти частицы назвали электронами. Это, в конечном счёте, привело к созданию атомарной теории, схожей с планетарной: каждый атом сам по себе является сложной структурой и состоит из тяжёлого, положительно заряженного ядра и лёгких, отрицательно заряженных электронов, которые вращаются вокруг него по своим орбитам и удерживаются электромагнитными силами.

Но, кроме сил гравитации и сил притяжения и отталкивания между заряженными частицами, за последние сто лет были открыты другие элементарные частицы, обладающие различными свойствами и силами – силами внутриядерного взаимодействия**. Эти силы плотно спрессовывают протоны и нейтроны атомного ядра. Материя как основа всего теперь отступает на задний план, а энергия и силы, особенно ядерные силы, приобретают возрастающее значение.

Теория относительности в своей известной формуле E=mc², где Е – это энергия, которая эквивалентна массе m, умноженной на скорость света в квадрате, ещё нагляднее показала зависимость массы от энергии и оторванность от вещества как такового. Мы могли бы даже сказать, что материя – это своего рода «замороженная» энергия или «затвердевший свет». Можем ли мы найти этому явлению аналогии? Может ли квантовая физика объяснить аспекты различных измерений, которые не могут быть объяснены научно, а лишь на основе «внутреннего» знания?

 

«Всё преходящее есть только символ;
Неосуществлённое здесь сбывается;
Неописуемое свершается;
Вечно-Женственное влечёт нас ввысь».

(Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст. Часть вторая. Chorus mysticus)

 

Этим «Вечно-Женственным» Гёте указывает нам на путь, который уводит нас от мимолётности бытия. Но вернёмся к атому. Чтобы изменить свою орбиту вокруг атомного ядра, электрону нужна энергия. Это становится возможным, например, в результате столкновения электрона с безмассовой элементарной частицей света – фотоном. Не следует ли нам рассматривать это явление как метафору? Как и электроны на своих атомных орбитах, все мы – пленники на поверхности земли, страдающие от отсутствия истинной свободы или, как говорил Будда, от рождения, болезней, старости и смерти. Однако благодаря свету достаточно высоких энергий отрыв от оков этого мира определённо возможен. Благодаря свету озарения тени могут быть растворены и мы можем стать свободными. Связь с земным растворяется точно так же, как связь электрона с атомом. Свет способен полностью изменить как наше состояние, так и положение в пространстве.

 

Всё связано со всем

 

Квантовая физика подводит нас к заключению, что всё связано со всем, всё на всё воздействует и всё от всего зависит. Эксперименты подтверждают, что элементарная частица, находящаяся на огромном удалении от другой элементарной частицы, каким-то образом непосредственно получает информацию о состоянии последней. Два связанных, или «запутанных» между собой, фотона были направлены по оптическому кабелю в противоположные стороны. Исследователи одновременно измеряли состояния «запутанных» частиц и пришли к выводу, что они «взаимодействовали», причём со скоростью, превышающей скорость света в 10 000 раз. Классическая физика не способна объяснить это явление, так как невозможно установить хоть какую-нибудь связь или энергетическое взаимодействие между двумя этими частицами. Следовательно, субатомная реальность состоит из «квантовых объектов», которые выходят за пределы классического пространственно-временного континуума. Аналогичным образом, соединение в субатомном мире можно рассматривать как метафору божественного единства – связи всего со всем.

 

Пределы чувственного восприятия

 

Всё, что мы знаем о квантовой физике, основано на наблюдениях и экспериментах. Эти исследования выходят за пределы нашего сенсорного восприятия. Но приборы и инструменты, используемые в исследованиях для увеличения диапазона сенсорного восприятия, в свою очередь, не способны отследить динамику и явления с их характеристиками, какие они есть на самом деле. Поэтому любая полученная в результате исследования картина изобилует ошибками. В этом контексте, мы могли бы предположить, что никто не понимает квантовой физики.

Как бы это было возможно, если никто и никогда не видел элементарной частицы? Ни своими собственными глазами, ни с помощью приборов, поскольку последние способны зафиксировать только то или иное её воздействие. Похоже, мы должны признать, что материя в том виде, в каком мы её воспринимаем нашими органами чувств, никоим образом не соответствует действительности. И живём мы в мире лжи и иллюзий, что, однако, нас отнюдь не тревожит в нашей «нормальной» жизни.

 

Пределы мышления

 

Спросим себя: возможно ли расстаться с иллюзорным миром чувственного восприятия? Действительно ли это важно для нас? Или: если это действительно для нас важно, возможно ли нам размежеваться с миром иллюзий и обмана? Исследовательский интерес побуждает учёных, работающих в области квантовой физики, к разработке проектов, поражающих своей грандиозностью. Во время проведения экспериментов с мыслеформами они пришли к пониманию того, что только в масштабе всей Вселенной было бы возможно получить ответы на определённые вопросы, так же, как и понять их. Тогда мы сталкиваемся с пределом: это невозможно. Однако в философии этот предел был найден гораздо раньше. Иммануилу Канту (1724–1804) принадлежат выводы, которые просто игнорируются современными учёными: «Мы познаём и видим мир не таким, какой он есть на самом деле, а только таким, каким он нам является. Нашему познанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познаётся нами только в своих явленных формах». Другими словами, человеческий разум не в состоянии освободить человека от заблуждений, он не в состоянии ответить на встающие перед ним иррациональные, метафизические вопросы, подобно тому, как рыбе, живущей в воде, невозможно представить жизнь за её пределами. Максимум, на что она способна, – это подняться к поверхности и сделать несколько глотков воздуха. Не следует, однако, забывать, что и на этот случай природа приберегла для нас пару сюрпризов. Взять, например, простую лягушку. Развившись из икринки в свободноплавающего головастика, который может выжить только в воде, на определённом этапе своего развития в результате глубокой перестройки всего организма лягушка выходит из воды и становится вполне наземным обитателем. Недаром древние египтяне считали лягушку – но не головастика – священным животным.

Большую часть своей жизни, около тридцати лет, Альберт Эйнштейн посвятил работе над «теорией всего». Он пытался вывести простые, насколько возможно, соотношения, которые включали бы в себя все физические законы и все известные фундаментальные взаимодействия, а также отображали бы единство Вселенной на всех стадиях её становления. Его работа не увенчалась успехом.

Это наводит нас на простую мысль о том, что до тех пор, пока мы не оставим бесполезные попытки ответить на самые глубокие вопросы мироздания, мы не сможем по-настоящему осознать важность пути, выводящего нас из плена иллюзий. Только горький опыт падения заставляет Фауста изменить направление своих поисков:

 

«Опять ты, жизнь, живой струёю льёшься,
Приветствуешь вновь утро золотое!
Земля, ты вечно дивной остаёшься:
И в эту ночь ты в сладостном покое
Дышала, мне готовя наслажденье,
Внушая мне желанье неземное
И к жизни высшей бодрое стремленье».

(Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст. Часть вторая, перевод Н. Холодковского)

 

Сомнения отброшены, место для божественной работы подготовлено. Известное выражение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» – уже давно усвоено. Что ещё нам нужно для успеха нашего предприятия?

Огромное число книг описывает философские аспекты квантовой физики. Но решающее для нас значение имеет не то, что об этом думает тот или иной автор, а то, что мы сами для себя понимаем под идеей квантов. Как это связано со мной? В чём моя истина? Что такое моя собственная реальность?

Нам нужно быть предельно осторожными с результатами выводов, основанных на описанных выше экспериментах, так как они не отличаются завершённостью, совершенством, а значит – фундаментально неверны. И как результат, мы не можем доверять ни экспертам, ни самим себе, ни каким-либо теориям, разработанным другими людьми. Это же относится и к духовному пути человечества: никакая квантовая физика не может принести человечеству освобождения до тех пор, пока человек сознательно и самостоятельно не встал на освобождающий путь. Нам поможет только своя собственная внутренняя святая наука, наука, делающая нас цельными, то есть совершенными.