Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма › Просвещение для геймеров. ...Прошлая жизнь..Настоящая жизнь


Просвещение для геймеров. ...Прошлая жизнь..Настоящая жизнь

Вначале вам следует знать

Если вы принадлежите к тем, кто с подозрением относится к компьютерам, Интернету и всему, что с ними связано, и старается держаться от них на расстоянии; если вы считаете эти устройства ответственными за моральную дегенерацию, за огрубление молодежи и также за приближающееся падение Запада; если вы считаете их в большей мере сатанинскими изобретениями пожалуйста, остановите поток критики и перестаньте причитать. Возможно, кто-то хотя бы отчасти сможет, узнать себя самого в приведенном тексте и убедиться на собственном опыте, что духовные тенденции в наши времена могут выражаться весьма необычным способом. Все, кто идет в ногу со временем, могут услышать, что их любимый прибор и увлечение не что иное, как современный товар, и как следствие этого – «быстрое падение в пропасть прогресса». Но в то же самое время можно обнаружить – возможно, к огромному удовлетворению поборников новых технологий – что духовные тенденции могут быть выражены сегодня и иным, нежели в прошлом, способом.

Возможно, этот текст сможет способствовать… пониманию; к тому же, основные технические термины объясняются в конце этой статьи.

Прошлая жизнь

Вот уже около десяти лет автор является компьютерным «фриком», но, насколько ему известно, это не нанесло никакого вреда. В этот момент он уже продвинулся до персонажа «80-го уровня» в компьютерной игре «World of Warcraft»1.

Я играл в «Half-Life»2 до тех пор, пока был способен соображать и пока мне это не надоело. Правда, графика и световые эффекты неплохи, но квесты3 монотонны и утомительны, и награды никогда не соответствуют затратам, и искусственный интеллект NPC4, поставленный на малый уровень сложности, весьма отрезвляющий.

У меня несколько иное отношение к игре. Большинство моих приятелей-геймеров5 глубоко погружаются в этот процесс, порой с большим энтузиазмом, порой даже фанатично, но с благими намерениями, всегда ставя себе одни и те же задачи в одних и тех же королевствах игрового мира. Затем рано или поздно они сталкиваются с одними теми же преградами и противниками и атакуют с набором стратегий, которые описываются (достаточно снисходительно) словом «правильные».

Награда за все их усилия (которую они не воспринимают как таковую, а скорее определяют как цель жизни или хотя бы право на существование) – это небольшие виртуальные деньги и части оборудования и устройств, которые они могут снова продать дилеру NPC. Если необходимое количество очков опыта набрано, то новый уровень достигнут. Один уравнивает, как называют это посвященные в игру. С каждой новой «жизнью» существует возможность получить новые навыки и таланты или улучшить существующие, чтобы использовать оборудование высшего класса и, в большей степени, чтобы стать более продвинутым, на случай, если придется справляться с бесконечной рутиной сражений, поисков, сборов природных ресурсов… И так далее до бесконечности.

Я довольно хорошо натренировался играть в «Half-Life» и недавно достиг высшего уровня. Для меня было важно увеличивать свои способности и таланты, а также создать определенную репутацию в группах, сейчас я обладаю всем, чем только возможно: лучшим воздушным и земным оружием, большими запасами золота, и в любой группе я желанный участник.

Однако, несмотря на все, я не могу избавиться от мыслей, что это ложное и пустое ощущение, – и не только потому, что «больше не захватывает» – это я почувствовал давно, еще до достижения своего успеха. И не от недостатка разнообразия; разработчики игры все время добавляют новые элементы, и действительно делают все возможное, чтобы сделать «Half-Life» восхитительной.

 

Нет цели, нет смысла и нет конца

Дело в том, что всегда повторяющиеся оправдания, служащие для продолжения игры, иллюзорны: новая среда, новые персонажи, новые навыки, новые топовые уровни, выше, дальше, быстрее, масштабней… лучше. И на всех серверах такая же история: все игроки становятся увязшими в утопии: выше, дальше, быстрее и больше, а большинство из них даже не замечает, как эта бесконечная рутина бездумна, бесчувственна и тупа.

Без стремления игра не будет иметь цели, смысла или конца. Многие игроки одержимы «выигрышем», успехами и усовершенствованиями и полностью увлечены этим. Те, кто достиг всего, чего только можно было достичь в игре, надменно наслаждаются легкостью и отсутствием напряжения, с которой они могут совершать отработанные операции.

Однако те, кто, как и я, достигли границы, должны осознавать, что они только вращаются в бесцельных и повторяющихся бесконечных кругах. Увлекательная погоня становится пустыней, в которой нет цвета и жизни, веселящих «замыленный» глаз. Я был сыт по горло, мне хотелось послать все подальше и проклясть всю игровою зону за эту бесчувственную пытку монотонностью; и я даже не знаю, благодаря чему я это осознал.

В игре даже смерть не приносит мир или прощение; игрок может потерять все очки здоровья – и тогда погибает, но тут же будет воскрешен и начнет с места сохранения игры. Старая мечта о бессмертии стала игровой реальностью, и это доказывает, что виртуальное бытие обреченно неумолимо смеяться в лицо обыденной серости, что отнюдь не предлагает выхода из этой ловушки. Вот почему сервера6 стали для меня лабиринтом, в котором я чувствую себя заключенным, а разработчики – мои надсмотрщики. Они, возможно, будут удивлены или оскорблены, если я найду способ сообщить им об этом. А пока они и дальше продолжают заниматься тем, для чего они существуют, а именно делать то, что от них ожидают. И они делают это профессионально. Однако это не меняет сути. Я чувствую себя заключенным, моя жизненная сила расхищается, как и у моих приятелей-геймеров, с которыми я даже не могу это обсудить. То есть я попробовал – но вскоре оставил эти попытки; они думают, что мои стандарты слишком высоки, что я слишком близко принимаю к сердцу происходящее или просто больше не увлечен игрой.

 

Место без противоположностей

В такие моменты я иду в ту часть игры, где нет других пользователей, чтобы набраться сил, предаваясь фантазиям и размышлениям. Это не мечты, в которых я испытываю что-то конкретное, не явные события; а достаточно призрачные, трудно различимые образы, для которых у меня нет слов или картинок.

Со временем подобные молчаливые образы становятся четче. Затем мое сознание переводит эти ощущения в картинки, которые я способен понять; мечта о сервере без сбоев или ограничителей уровней, в действительности без ограничений, где никому не придется терять или отнимать для того, чтобы победить.

Это место, где неважно, кто лучший ведь все действия банальны, здесь каждый игрок – лучший просто потому, что уникален и тем ценен. Это место, где нет борьбы или столкновений, потому что нет противоположностей. Здесь не приходиться погибать из-за кого-то, кто движим победой, где не каждое удовольствие оборачивается последующим разочарованием... Это место, пронизываемое глубиной: ценным и наполненным смыслом.

Тем временем, подобное стремление в игре стало для меня более важным, чем что-либо еще. Действия, которые я совершал в «Half-Life» в предыдущем периоде полураспада, я бы желал не совершать, но… я связан с ними. Я очень отдалился от своих приятелей-геймеров. Когда-то я был великим парнем, который, однако, в определенный момент выбрал достаточно странный путь.

Мы по-прежнему общаемся, но весьма формально, по старой памяти и общей симпатии. Я стал чудаком среди друзей, одиноким в толпе. Я тот, кто с виду безразличен ко всему (кроме самого необходимого) хотя никогда не испытывал чувства реальной потери того, что есть во мне. При этом у меня есть подозрение, что внутри я не одинок, потому что, как говорится, я могу потерять что-то, чего не знаю!

 

Зеркальный эффект

В тот момент, когда я уже начал серьезно беспокоиться о своем душевном состоянии, я вдруг получил письмо. Это произошло во время очередного посещения «Half-Life». Оно было не длинным и вовсе не впечатляющим. Отправители называли себя друзьями. Это письмо полностью меня изменило. В нем рассказывалось в нескольких строках и без манерных слов, что геймер – только зеркальная картинка в игровом мире реального сознания «Half-Life». Пока сознание сосредоточено исключительно на действиях геймера в игровом мире, оно словно заключено в тюрьму, и не может проникнуть в природу действий, происходящих по ту сторону игрового мира, поэтому оно не может удовлетворять подлинную природу и назначение геймера.

У большинства геймеров сознание полностью разрушено и похоронено игрой, которая контролирует его…

Далее письмо продолжилось. Когда в игре достигается некое насыщение, то есть появляется достаточный опыт в бесцельном и бесконечном повторении игры, в сознании геймера создается свободное пространство. Ранее оно было занято погоней за «выше», «дальше», «быстрее» и «больше». Интуитивные чувства становятся проявленными в этом свободном пространстве, как чувства полностью чуждые единственной реальности… И я действительно понял это после всего, что было. Я верил, я знал, что все то, что считал истинным или важным, растворилось перед моим внутренним взором, словно в бесшумном взрыве.

Затем я сделал такое, что трудно было представить прежде, быть может, только потому, что я не знал, что это возможно: я вышел из игры. Мир стал другим, новым. Глаза, которые мне больше не принадлежали – открылись. Они увидели мир, который нельзя изменить, но, несмотря на это, он такой же реальный, как его имитация.

Новое сознание, по сравнению с которым предыдущее казалось атомом в сравнении с Солнцем, увидело этот мир через новые глаза, обозревавшие единство с Домом. Я увидел его, но только «почти», ведь я все еще – я, но также и «оно», а поэтому я един со всем. Все в каждом, и все со всем, и я – часть этого. Я – атом Солнца, и мое излучение – это излучение Солнца. Так было всегда, и так будет.

После бесконечности, в течение которой в тихом изумлении происходило осознание этого прекрасного мира, я сделал единственную вещь, что я знаю и допускаю: я снова вошел в игру. Я не могу покинуть сервер просто так, пока еще остаются геймеры, которые не знают, кто они на самом деле. Однако сервер и разработчики больше не пленяли меня. Я снова на сервере, но больше не часть его.

 

Сноски

1. World of Warcraft (WoW; англ. world – мир; warcraft – военное ремесло; можно перевести как Мир Военного Ремесла) – многопользовательская ролевая онлайн-игра. Цели игры каждый определяет для себя сам. Это может быть исследование мира, совершенствование в какой-либо профессии, лидерство в боях на арене или просто достижение максимального уровня развития персонажа…

2. Half-Life («период полураспада») – культовая компьютерная игра в жанре научно-фантастического шутера от первого лица.

3. Квест (транслит. англ. quest – поиски), Adventure (англ. приключение) – один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

4. Non playable character – неиграбельный персонаж, управляемый программой.

5. Геймер – человек, играющий в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет только в ролевые или военные игры. Несмотря на то, что термин включает в себя людей, не считающих себя полноправными игроками, ими часто называют тех, кто проводит много времени за играми или интересуется ими.

6. Се́рвер (англ. server от to serve – служить) – аппаратное обеспечение, выделенное и/или специализированное для выполнения на нем сервисного программного обеспечения (в том числе серверов тех или иных задач).