Lectorium Rosicrucianum

Международная Школа Золотого Розенкрейца

#

СТАТЬИ И ПЕРЕВОДЫ

История катаров (часть 1): Цель катаров


История катаров (часть 1): Цель катаров

В 12-14 веках катары сформировали религиозную и социальную жизнь на юге Франции. Во время переходного периода к эпохе Возрождения они были образцом чистой жизни в духе изначального Христианства. Их культура была разрушена инквизицией.

История всегда пишется победителями. Катары жили и работали в 12-14 веках в южных регионах Франции Лангедоке и Каталонии.

Их история была определена Римской церковью. Эта история была создана на основе многочисленных богословских текстов, написанных в то время против этого нового «еретического» движения, а также на основе обширных отчетов из архивов инквизиции.

Гонения на катаров начались с Альбигойского Крестового Похода, который был предпринят в 1209-1229 годах Папой Иннокентием III, чтобы покончить с «ересью» на юге Франции и сохранить власть Римской церкви. Многие из текстов, написанных о катарах в то время, показывают их искажённый образ, который был создан для того, чтобы дискредитировать их и изгнать их из общества как эпидемию заразной болезни.

В своей работе «О католической вере», которая была написана в Монпелье в конце 12-го века, Алан Лилльский описывает предполагаемую этимологию слова «катары». По его определению, это означает «поклоняющиеся коту». Кот рассматривался как образ сатаны. Эта аналогия является лишь одним из примеров того, какие усилия предпринимались, чтобы охарактеризовать катаров как презренных существ, которые были опасны для общества. В действительности, название происходит от греческого καθαρός, katharós, «чистый», то есть имеется в виду чистый образ жизни катарских мужчин и женщин.

Цель катаров: чистая жизнь в духе изначального Христианства

Действительно ли эти «отступники» думали, что в этом мире ничего не имеет ценности? Были ли они настолько непорядочны, чтобы злоупотреблять своей репутацией «чистых» для того, чтобы безнаказанно совершать преступления? Возможно ли, чтобы они отстаивали полную сексуальную свободу?

С сегодняшней точки зрения, подобная клевета совершенно безосновательна. Катаризм являлся, прежде всего, реформаторским движением, целью которого было возвращение к изначальному Христианству в его самой чистой и самой аутентичной форме. Это движение хорошо закрепилось в обществе и существенно повлияло на средневековый образ мышления, или по меньшей мере, в значительной степени способствовало его изменению.

Катарский импульс в период перехода от Средневековья к эпохе Возрождения

Время зарождения, расцвета и заката катарского движения в 12-14 веках было эпохой больших перемен и значительного социального прогресса, которые cформировали основу Ренессанса в западной культуре. Строго говоря, это было время перехода между двумя конкурирующими моделями цивилизации.

С одной стороны, процветала феодальная модель, характеризующаяся жёсткой и авторитарной структурой. Она базировалась лишь на нескольких элитарных группах в обществе, которые обладали полной властью и имели авторитет в отношении вероисповедания. С другой стороны, начала зарождаться более открытая, гораздо более гибкая и толерантная модель, в которой граждане были активно вовлечены в управление городами.

Новая модель общества развивалась не только благодаря поддержке среднего класса и коммерсантов, но и благодаря открытому обмену между различными культурами. Она была больше основана на диалоге и рационализме, чем на вере и догматах, и особенно процветала в южной французской провинции Окситании, частью которой сегодня является Лангедок.

Открытый климат толерантности и культурного обмена

Частые собрания, которые до Альбигойского Крестового Похода имели место в Окситании, являются одним из лучших примеров такого климата обмена и общения. Встречи-диспуты в Нарбонне, Безье, Монреале, Памье и Фанже, продемонстрировали сильное желание экуменизма окситанского и каталонского народов. В то время в Пиренеях не было никаких границ, отделяющих народы друг от друга, а эти горы были общей колыбелью, которая объединяла их.

Вера катаров: человечество пало из-за злого Бога

Катары использовал понятие «злого» или «гневливого» Бога, чтобы было проще объяснить миссию человечества. Так был рожден катарский миф о падении человечества. Пьер Маури описывает его позже в своих показаниях инквизиции г. Лерида:

«Вы будете служить странному Богу в странном мире, в земле, которая не ваша, где вас будут преследовать отчаяние, болезнь, зло и страдания; ибо вам не удастся стать счастливыми с теми богатствами, что даёт вам дьявол, сколько бы вы ни получили от него. Тот, кто обладает, захочет ещё больше, и вы не найдёте ни покоя, ни конца, пока не обретёте вновь моё Царство. Ибо в этом мире нет ничего постоянного ...

Эти духи, павшие с небес после того, как последовали за дьяволом, увидели, что он не сдержал того, что обещал им, и они пожалели, что оставили Святого Отца, и раскаялись. Они начали петь Песнь Песней Сиона, как привыкли тогда, когда были со Святым Отцом.

Тогда дьявол сказал им: «Я помещу вас в землю забвения, где вы забудете всё, что говорили и чем обладали в Сионе! И он сделал им одежды, то есть тела мира забвения»».

Тело из плоти и крови – это одеяние забвения

Согласно вере катаров, «злой Бог» сначала соблазнил людей, а затем привёл их в мир непостоянства. Когда люди поняли этот обман, он одел их в одежды забвения: Это тела из плоти и крови, которые мешали им вспомнить своё божественное происхождение.

Основная цель катаров − это принести людям «знание Блага», что позволило бы им вспомнить, кто они и откуда пришли. Катары считали своей обязанностью помочь людям оставить состояние забвения и вспомнить своё божественное происхождение, чтобы пойти по пути возвращения в потерянный Рай.

Для выполнения этой миссии они проповедовали в деревнях и городах, замках и на рынках, а также в церквях − во всех местах, где они встречались с людьми, которые были готовы их слушать.